Международные арбитражные разбирательства — это непростой, но важный инструмент разрешения споров для бизнеса. Он требует от участников гибкости, знания тенденций и готовности к новым вызовам. 3 декабря в Москве прошла XVI арбитражная конференция ICC Russia, на которой эксперты и арбитры с Ближнего Востока, из Азии, Великобритании и России подвели итоги года, обсудили новые тренды и требования к международным институтам. Главными темами стали влияние санкций, выбор арбитров, антиисковые запреты и поиск нейтральных юрисдикций.
Проблемы арбитража — от санкций до признания решений
В начале мероприятия с приветственным словом выступила генеральный секретарь ICC Russia Татьяна Монэгэн. Она отметила, что мир продолжает искать и устанавливать баланс, в частности, в области арбитражной практики. Появляются новые арбитражные центры, трансформируется глобальная система решения споров, из-за чего бизнес переориентируется на новые юрисдикции. В первую очередь это ОАЭ, Гонконг, Сингапур и Китай. Последний, по различным оценкам, на текущий момент рассмотрел более 50% всех арбитражных разбирательств мира.
С видеообращением выступил генеральный секретарь Международного арбитражного суда ICC Александр Фессас. По его словам, сегодня арбитраж и медиация на подъеме. Он поделился статистикой ICC, согласно которой центр в 2023 году зарегистрировал 890 новых дел, что стало третьим лучшим результатом в истории. Всего за свою столетнюю историю в ICC поступило 29 000 дел, что, по мнению Фессаса, однозначно говорит о доверии бизнеса к такому институту, как арбитраж.
Статистика лишь часть истории. В период геополитической и экономической нестабильности бизнесу нужен надежный арбитражный институт, который решает проблемы безопасности, справедливости и эффективности.
Александр Фессас, генеральный секретарь Международного арбитражного суда ICC
Антиисковые запреты и публичный порядок
О последней практике применения «закона Лугового» говорил руководитель практики международного коммерческого арбитража КИАП Степан Султанов. Он подчеркнул, что ситуация с этим законом стала настолько привычной, что даже те случаи, которые ранее считались перегибами, теперь воспринимаются как норма. Спикер подробно остановился на двух ключевых аспектах закона: исключительной компетенции российских судов по делам с подсанкционными лицами (ст. 248.1 АПК) и возможности антиисковых запретов (ст. 248.2 АПК), которые предусматривают штрафы за их нарушение.
Султанов отметил, что суды, рассматривающие дела по «закону Лугового», часто исходят из презумпции неисполнимости арбитражных соглашений, не углубляясь в детали и обстоятельства конкретного спора. В пример он привел ноябрьское решение по делу «Лукойла», где Верховный суд уточнил стандарты доказывания и впервые подтвердил возможность признания исключительной компетенции по спору между двумя российскими лицами, если причиной возникновения спора стали санкции (дело № А40-214726/2023). При этом Султанов обеспокоен тем, что разрешение арбитражных оговорок в пользу Лондонского международного арбитражного суда станет только началом и аналогичная участь может постигнуть другие юрисдикции.
Подробнее читайте в материале на сайте Право.ru.