Ужесточение условий возвращения иностранных компаний обрастает деталями
Власти ужесточают возможности возвращения иностранных инвесторов в Россию — новые владельцы оставленных активов могут отказать инвесторам в исполнении опциона на обратный выкуп компании. Законопроект об этом одобрен ко второму чтению комитетом Госдумы по вопросам собственности, но, как выяснил “Ъ”, нормы еще будут обсуждать на следующей неделе. Барьеры для возвращения иностранцев необходимы для поддержки национальных производителей и импортозамещения. Юристы считают, что отказ от обратного выкупа может привести к судебным искам, однако проект предполагает легальные основания для такого отказа, что снижает риски.
В комитете сообщают, что законопроект позволит российским гражданам и компаниям отказаться от возврата активов иностранным инвесторам при соблюдении ряда условий: в случае связи с «недружественными» странами, недобросовестности при продаже активов и неисполнении обязательств перед работниками и кредиторами. Поясним, речь идет о дополнительном регулировании опционов — заложенных в договоры о продаже возможностей выкупа актива прежним собственником. По данным Reuters, опцион на обратный выкуп бизнеса был предусмотрен в 21% сделок с иностранными компаниями, решившими продать свои активы в России. При этом цена обратного выкупа по опциону определялась по рыночной оценке лишь в 33% сделок, в которых он был предусмотрен.
Иностранные инвесторы смогут получить компенсацию, однако российские собственники смогут уменьшить ее размер или и вовсе отказать в выплате.
Запретить выкуп активов смогут и ведомства, если деятельность таких активов «существенно влияет на социально-экономическое развитие страны». Председатель профильного комитета Госдумы Сергей Гаврилов отмечает, что принятие законопроекта защитит законные права и интересы российских собственников бизнеса, которые после ухода из страны иностранцев сохранили и развивают предприятия.
Напомним, что процесс ухода иностранных компаний из России жестко регулируется: сделки между иностранными и российскими инвесторами выносятся на подкомиссию правительственной комиссии по иностранным инвестициям (ее работу курирует Минфин). Условия выхода из активов невыгодны для иностранцев: действуют дисконт на продажу и обязательный взнос в бюджет (см. “Ъ” от 12 октября 2024 года). Четких правил игры с 2022 года так и не сложилось, каждая сделка уникальна: единообразная практика формируется лишь в технической части рассмотрения заявок, отмечали юристы (см. “Ъ” от 23 июля 2024 года).
При этом, по словам источника “Ъ”, знакомого с документом, правительственная подкомиссия не будет принимать решения об отказе в выкупе активов — для этого предполагается судебная процедура. Другой собеседник сообщил, что обсуждение законопроекта еще продолжится на следующей неделе.
Опрошенные “Ъ” юристы сообщают, что отказ от обратного выкупа может привести к судебным искам, включая требование принудительного возврата актива или взыскания штрафных санкций или убытков.
Партнер АБ КИАП Антон Самохвалов напоминает, что по общему правилу закон обратной силы не имеет, но законопроект может содержать условия, которые покупатель-иностранец должен будет выполнить. «Уже сейчас контрсанкционное законодательство требует от “недружественных” иностранцев согласие правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями на приобретение долей в ООО, независимо от того, приобретают они доли в новой сделке или в рамках реализации ранее заключенного опциона»,— добавляет юрист.
Другие последствия ужесточения режима — репутационные.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вчера подтвердил, что режим возвращения компаний будет зависеть от условий их ухода. По его словам, какие-то компании уходили аккуратно, выполняя обязательства, в первую очередь социальные, а какие-то «абсолютно хамски», отказываясь от обязательств, трудовых коллективов, бросали свои сектора экономики. Последним обещан «особый режим во время их попыток сюда вернуться». В возвращении первых Кремль заинтересован. Однако господин Песков предостерег от поспешных дискуссий: никто еще не возвращается. В мае заместитель главы Минфина Иван Чебесков сообщал, что профильная подкомиссия пока не получала заявки на возвращение зарубежных компаний, нерезиденты продолжают уходить.
Подробнее читайте в материале на сайте Коммерсантъ.