Компании из РФ сталкиваются с правовой неопределенностью и отсутствием практики, а иностранным судам даже в дружественных России юрисдикциях приходится балансировать решения, чтобы не отпугнуть инвесторов. Привычные механизмы признания продолжают работать, но с особенностями. Например, в Китае суд будет смотреть и на соглашение, и на практику взаимности, а в Дубае достаточно показать, что негативных примеров признания не было. Но сложнее всего с решениями по ст. 248.1 АПК, шансы признания которых крайне низкие из-за нарушения компетенции.
В недружественных государствах весомую роль играет и политический фактор. Так, в 2023 году апелляционный суд Литвы признал и привел в исполнение решение российского суда в пользу субъекта РФ (дело № е2Т-44-934/2023). Суд объяснил это тем, что заявителя нет в санкционных списках ЕС, а из-за его тесных связей с подсанкционными лицами и российскими властями нельзя отказывать в признании и исполнении решения. При этом в другом деле этот же суд решил, что в признании решений российских судов можно отказывать, если заявитель — компания из РФ (дело № e2T-49-798/2023).
Кроме этого, власти дружественных стран ищут баланс между соблюдением международных обязательств и желанием сохранить привлекательность для инвесторов. Большинство выберут второй вариант, говорит Степан Султанов, партнер, глава практики международного коммерческого арбитража КИАП
При этом потребность исполнять решения российских судов в других странах у бизнеса остается. Правда, меняются популярные для этого юрисдикции. Например, практика на Кипре заканчивается 2022 годом. Одновременно среди отечественного бизнеса растет популярность ОАЭ и Турции: эти юрисдикции выбирают как для разрешения споров, так и для взыскания долгов. Кроме того, российские компании активно развивают сотрудничество с контрагентами из азиатских государств — Китая, Гонконга, Сингапура и Индии.
Где легко исполнить решение российского суда
Команда АЛРУД разработала путеводитель по приведению в исполнение решений российских судов в тех странах, с которыми отечественный бизнес активно сотрудничает. Юристы из РФ вместе с зарубежными коллегами проанализировали ситуацию в Гонконге, Сингапуре, Китае, Индии, Казахстане, ОАЭ, Турции, Израиле и на Кипре.
Основные механизмы для признания и исполнения российских решений в этих юрисдикциях — правила международного договора и практика взаимности, которую учитывают практически во всех рассмотренных странах. Международные договоры действуют не везде, а только в Китае, Индии, Казахстане и на Кипре. Всего Россия заключила более 60 международных договоров о правовой помощи.
Например, договор с Китаем имеет преимущественную силу над ГПК КНР и предусматривает более узкий перечень оснований для отказа в признании решений российских судов. При этом суд КНР, скорее всего, будет принимать во внимание еще и практику взаимности.
В Индии у России нет статуса «территории взаимности», но это не означает, что решение не признают. Статус «территории взаимности» дает упрощенный режим признания решений иностранных судов.
Наиболее понятным и простым признание и исполнение решений будет в Казахстане, считают эксперты. Кроме договора, этому способствуют длительные тесные связи двух стран как на экономическом, так и на государственном уровнях. Кроме этого, велика вероятность признания и исполнения российского решения в Турции и Израиле. В этих странах сформировалась положительная практика, и есть шансы на признание решений с санкционным элементом.
Чтобы установить взаимность, суд может запросить историю признания решений своих госсудов в России. Если положительная практика есть, то решение признают. При этом в некоторых странах достаточно, чтобы не было отрицательных примеров.
Степан Султанов, партнер, глава практики международного коммерческого арбитража КИАП
В практике есть и отказы, но они связаны с формальными основаниями (отсутствие компетенции или ненадлежащее извещение ответчика).
Решения по ст. 248.1 АПК: практики нет, равно как и формальных препятствий для признания российского судебного решения с санкционным элементом.
Кроме этого, в последнее время появляется все больше российских решений, которые признают в ОАЭ. С этой страной нет договора о правовой помощи, поэтому применяется принцип взаимности. В этой юрисдикции есть еще суды свободных зон: Dubai International Financial Centre (DIFC) и Abu Dhabi Global Market (ADGM). Они тоже признают и исполняют российские решения, но на основании общего права. То есть в этом случае нужно будет инициировать самостоятельное исковое разбирательство.
Где сложно исполнить решение российского суда
В целом, если лицо не под санкциями и исполнение судебного акта не нарушает санкционный режим, решение должны признать в любой юрисдикции, говорит Султанов. Но в Гонконге и Сингапуре придется начинать отдельный процесс, поскольку там пока недостаточно положительной практики, а гонконгские суды не признают исключительную компетенцию российских судов по ст. 248.1 и 248.2 АПК. Сложности могут возникнуть и на Кипре из-за санкционной политики ЕС и негативного опыта признания решений в России.
Как повысить шансы на признание и исполнение решения за границей
Чтобы было меньше проблем с признанием российских решений за границей, нужно обращать внимание на важные детали. В любой ситуации опрошенные юристы советуют оценивать применимое право и смотреть, какие основания для отказа в признании и исполнении иностранного решения есть там. Общее правило сводится к следующему: нужно доказать, что оснований для отказа нет. В таком случае иностранный суд без проблем признает решение российского суда даже в недружественных странах.
Это доказывает положительная практика после 2022 года. Например, в 2024 году во Франции признали решение Мещанского районного суда по делу ВТБ против Дмитрия Мазурова (№ 02-2567/2019). Банк пытался взыскать долг по договору поручительства. Кроме этого, в 2023 году Окружной суд Амстердама согласился исполнить решение АСГМ, по которому договор купли-продажи ценных бумаг и другие взаимосвязанные сделки между «Промсвязьбанком» и Promsvyaz Capital B.V. признали недействительным (дело № А40-12385/2018).
Подробнее читайте в материале на сайте Право.ру.