Дата: 09.03.2023
Источник: www.reglament.net
Время чтения: 5 минут
1. Санкционный комплаенс для «физиков»
Санкции ворвались в публичное поле: дошло до того, что санкционная тема обсуждалась на пяти панелях Санкт-Петербургского юридического форума.
О санкциях заговорили все: бизнес откликался на санкционные ограничения и перестраивал взаимодействие с банками, контрагентами, логистические цепочки и др. Физические лица стали оценивать риски взаимодействия с теми или иными банками и компаниями. А налоговые резиденты из недружественных стран, но с российскими паспортами оценивали ограничительные меры России, которые в этом году получили юридическое название «российские санкции».
Другими словами, оценка санкционных рисков как один из элементов комплаенса стала частью жизни физических лиц. С точки зрения банковского обслуживания на банки легла роль информирования клиентов — почему те или иные транзакции не могут быть совершены.
Например, летом 2022 г. ограничения Банка России касались перевода в иностранной валюте зарубежным «дочкам» российских компаний. Что касается физических лиц — под запретом оказались переводы средств в долларах и евро, полученных в качестве дивидендов. Многомиллионные штрафы, накладываемые регуляторами США, научили банки последовательно развивать санкционный комплаенс. С другой стороны, с появлением в РФ санкционного регулятора возросли требования и российского регулирования.
Не претендуя на описание всех масштабных изменений в санкционном правоприменении и комплаенсе, обозначим самые явные тренды как в российском, так и в зарубежном регулировании.
Денис ПРИМАКОВ, АБ КИАП, руководитель практики санкционного права и комплаенса, к.ю.н
Полная версия статьи доступна для подписчиков по ссылке.