Занимательное нормотворчество

Занимательное нормотворчество
Источник: Корпоративный юрист
Время чтения: 37 минут

Уходящий год был наполнен огромным количеством самых разнообразных событий, многие из которых были очень серьезно восприняты юристами. В канун Нового года предлагаем вспомнить не только самые обсуждаемые законы 2013 г., но и наиболее странные предложения народных избранников. Речь также пойдет о весьма интересных проектах, которые еще не успели стать нормативно-правовыми актами. 

Закон о пропаганде гомосексуализма

Пожалуй, больше всего дискуссий вызвал внесенный на рассмотрение Госдумы 28 марта 2012 г. проект Федерального закона № 44554-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Законопроект № 44554-6). В документе, разработанном Законодательным Собранием Новосибирской области, предлагалось установить административную ответственность за пропаганду среди детей нетрадиционных сексуальных отношений.

Согласно пояснительной записке к Законопроекту под «пропагандой гомосексуализма» подразумевается «деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений».

Более четкого определения понятию «пропаганда гомосексуализма» в самом Законопроекте № 44554-6 не содержалось. Отсутствовали в нем и пояснения относительно того, что именно должно ею считаться. Именно данный факт и заставил недоумевать общественность.

В конце января 2013 г., несмотря на большой общественный резонанс, Госдума принимает Законопроект № 44554-6 в первом чтении.

В феврале председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина «подливает масла в огонь» общественной полемики, предлагая дополнить Законопроект поправками в Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», расширяющими перечень контента, запрещенного для распространения среди несовершеннолетних.

В начале июня из Законопроекта № 44554-6 полностью изымаются конкретные указания на гомосексуальность, бисексуальность и т. п. Вместо этого законодатели стали вести речь о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений». Согласно последней редакции Законопроекта такая пропаганда может выражаться в виде распространения информации, направленной на формирование у несовершеннолетних:

  • «нетрадиционных сексуальных установок»;
  • «привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений»;
  • «искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений».
Также Законопроект № 44554-6 запрещает «навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям».

11 июня 2013 г. документ был принят во втором и третьем чтениях, а впоследствии одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ, вступив в силу 30 июня 2013 г. (Федеральный закон от 29.06.2013 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей») (далее – Закон № 135-ФЗ).

Поправки, внесенные в КоАП РФ, предусматривают за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» штраф:

  • для физических лиц – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 800 тыс. до 1 млн руб.
Последним может грозить также административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае, если подобные действия были совершены с использованием СМИ (в т. ч. Интернета), размер штрафа составит:

  • для физических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 1 млн руб.
Ответственность в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток применяется к юридическим лицам и в этом случае.

В русскоязычной «Википедии» Закону № 135-ФЗ посвящена отдельная статья, в которой собрана вся информация о событиях, предшествовавших его принятию, а также о реакции международного сообщества.

Однако об остроте дискуссии свидетельствуют не только высказывания представителей международных организаций, но и всем известная оговорка Владимира Познера в прямом эфире Первого канала, за которую ему впоследствии пришлось публично извиниться.

Закон о защите чувств верующих

Не меньше дебатов вызвал проект Федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» (далее – Законопроект № 142303-6).

Идея введения уголовного наказания за оскорбление чувств верующих и надругание над святынями появилась в Госдуме в сентябре 2012 г. В Законопроекте № 142303-6 предлагалось дополнить УК РФ новой ст. 243.1, предусматривающей в этом случае уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а также увеличение штрафов, предусмотренных ст. 5.26 КоАП РФ.

Как отмечала в свое время интернет-газета «Лента.ру», помимо Правительства РФ, формулировки, использованные в Законопроекте № 142303-6, раскритиковали ВС РФ и Совет при Президенте РФ по правам человека. Правозащитники заявили о намерении разработать свой вариант документа, а Президент РФ Владимир Путин рекомендовал не спешить с его принятием.

Тем не менее изменения в УК РФ «в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» были достаточно быстро приняты (Федеральный закон от 29.06.2013 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан») (далее – Закон № 136-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля 2013 г. в ст. 148 УК РФ появились положения, касающиеся санкций за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Размер штрафа, предусмотренный за преступления, при описании которых использована столь «размытая» формулировка, может достигать 300 тыс. руб. Также возможно взыскание зарплаты осужденного за период до двух лет или наказание в виде обязательных работ на срок до 240 часов либо принудительных работ на срок до одного года. Кроме того, виновные в подобного рода преступлениях могут быть лишены свободы на срок до одного года.

При этом, если указанные деяния совершены в местах, специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, то они наказываются штрафом в размере до 500 тыс. руб., альтернативой которому являются:

  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет.
По этому поводу также не удержался от комментариев Владимир Познер, который заявил буквально следующее: «Законопроект престранный и чреватый крайне опасными последствиями. Первое связано с понятием “оскорбление чувств”. Кто это определяет? <...> И второе. Запретят девушке-мусульманке носить хиджаб в школе. Это разве не оскорбляет ее религиозные чувства и убеждения? Словом, с этим законом, как мне кажется, нахлебаемся, мало не покажется».

Принятие Закона № 136-ФЗ повлекло не только шквал критики, но и ряд «позитивных» явлений. Воодушевленные возможностью уголовной защиты своих чувств последователи американской Церкви Летающего Макаронного Монстра 12 июля 2013 г. официально зарегистрировали в России Русскую пастафарианскую церковь Макаронного Пастриархата. К 18 октября 2013 г. органы местного самоуправления были уведомлены о существовании уже 27 пастафарианских религиозных групп.

За что, собственно, боролись...

Каждый из трех рассмотренных законов интересен не только своей концепцией. Их отличает еще и очень своеобразная проработка с юридико-технической точки зрения. Поэтому неудивительно, что самым занимательным результатом воздействия данных нормативных актов на общественные отношения можно назвать заявление писателя-фантаста Владислава Петрушенко о создании Русской Пиратской Церкви, проповедующей свободу от авторских прав в Интернете. Ее представители планируют использовать Закон № 136-ФЗ для борьбы с Законом № 187-ФЗ и правообладателями. Пока, правда, о конкретных шагах в этом направлении ничего не известно.

Закон о борьбе с интернет-пиратством

Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (далее – Закон № 187-ФЗ) вступил в силу 1 августа 2013 г., «запустив» механизм защиты исключительных прав на фильмы. Данный механизм предусматривает направление правообладателями в Роскомнадзор заявлений о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в сети Интернет, которые распространяют фильмы без разрешения или иного законного основания. Заявление правообладателя подается на основании вступившего в законную силу акта Московского городского суда (определения о предварительном обеспечении защиты интеллектуальных прав, определения о принятии мер обеспечения иска) посредством формы, размещенной на сайте. 

Поражает, с какой скоростью разрабатывался и принимался соответствующий Законопроект № 292521-6. С момента его внесения в Госдуму и до вступления в силу в качестве закона прошло всего два месяца. Только три дня (!) ответственный Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству принимал поправки к Законопроекту № 292521-6 после его первого чтения. Но даже за столь короткий срок их было предложено свыше 20. Свое мнение высказали все заинтересованные министерства и ведомства, и большинство оценок были крайне негативными. Экспертное сообщество обнаружило в тексте Законопроекта № 292521-6 целый ряд противоречий и недоработок.

Неудивительно, что основные положения Закона № 187-ФЗ оживленно обсуждаются и сегодня. Например, в начале ноября 2013 г. вновь стала актуальной тема государственного финансирования Закона № 187-ФЗ, при принятии которого предполагалось, что на его реализацию не понадобится дополнительных бюджетных ассигнований (данное обстоятельство позволило в свое время не согласовывать документ в Правительстве РФ).

Выяснилось, что Роскомнадзору требуется 14,7 млн руб. для создания автоматической системы обработки заявок от правообладателей на блокировку пиратских ресурсов.
 
Таким образом, дискуссия вокруг основных положений Закона № 187-ФЗ далека от завершения.

Предлагаем также вспомнить несколько позитивных и ярких инициатив, которые еще не стали законами.

Законопроект о топоте котов

30 января 2013 г. Законодательным собранием Санкт-Петербурга был принят городской Закон «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге”» (Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2013 № 51-16), предусматривающий в т.ч. ответственность за нарушение тишины в ночное время. При обсуждении его проекта народные избранники настаивали на необходимости перечисления в нормативном акте характерных шумов и звуков, способных вызвать беспокойство. В частности, было предложено объявить вне закона вой собак, громкое занятие сексом и…передвижение по квартире кошек.

В окончательную редакцию Закона эти предложения не вошли. Противозаконными оказались лишь «крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах».

Следует иметь в виду, что нарушение тишины и покоя соседей в ночное время в Северной столице может закончиться не только предупреждением, но и штрафом: 
  • для граждан – в размере от 500 до 4 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
В преддверии шумных новогодних праздников у жителей и гостей Санкт-Петербурга есть шанс проверить, насколько новый Закон исполняется.

Законопроект о переаттестации артистов

20 сентября 2013 г. Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» (далее – Законопроект № 289979-6), предусматривающий обязательный конкурсный отбор при заключении и продлении трудового договора с творческими работниками.

Согласно Законопроекту № 289979-6 раз в пять лет работникам организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и т. п., работающим по бессрочному трудовому договору, придется участвовать в конкурсе на замещение должности, занимаемой творческим работником.

И все бы ничего, если бы не механизм конкурсного отбора, идея которого напоминает сюжет легендарной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», ставшей лидером проката в 1956 г.

Представьте себе, что творческие работники раз в пять лет будут готовиться к костюмированному карнавалу. Развлекательная программа будет включать сольные, танцевальные, цирковые номера, выступление джазового оркестра, фокусника и клоунов. А что если «товарищ Огурцов», назначенный исполняющим обязанности директора Дома культуры, ознакомившись с программой, не одобрит ее, поскольку, по его мнению, все должно быть проведено на высоком уровне и «главное – сурьёзно»? Не останутся ли в результате из всех музыкальных номеров только классическая музыка и выступление ансамбля песни и пляски?

Запрет приставам держать руки в карманах и курить на ходу

В начале ноября 2013 г. появилась информация о том, что работникам ФССП России могут запретить держать руки в карманах и курить на ходу. 

Как указано в проекте приказа ФССП России «Об утверждении Положения о порядке служебных взаимоотношений государственных служащих ФССП России», размещенном на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, «государственным служащим запрещается держать руки в карманах форменной одежды, сидеть или курить в присутствии руководителя (начальника) и старшего без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для курения». 

Разработчики проекта также считают, что в ФССП России должен действовать следующий порядок приветствия: «Подчиненные (младшие по классному чину) приветствуют первыми руководителей (начальников; старших по классному чину), а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным».

После ознакомления с текстом проекта вспоминаются рекомендации из Поваренной книги Нянюшки Огг, написанной Терри Пратчеттом, некоторые из которых могли бы пригодиться его разработчикам. Например, весьма полезным может оказаться следующий совет: «Никогда не ешьте рыбу руками. Если вы подавились и вот-вот задохнетесь, постарайтесь вежливо кивнуть хозяйке, прежде чем потерять сознание».

Законопроект об оказании магами медицинских услуг

29 октября 2013 г. депутат Илья Пономарев внес в Госдуму законопроект, ограничивающий рамки оказания оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения и их рекламу в СМИ, а также устанавливающий дополнительную административную ответственность за их незаконное предоставление.

Проект Федерального закона № 372966-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оказания гражданам отдельных услуг в сфере здравоохранения и защиты населения от недобросовестной рекламы» (далее – Законопроект № 372966-6) вводит законодательное определение оккультно-мистических услуг в здравоохранении, а также устанавливает, что право на их предоставление имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти РФ.

Согласно Законопроекту № 372966-6 оккультно-мистические услуги в сфере здравоохранения могут оказываться пациентам исключительно под контролем профессионального медицинского работника или медицинской организации. 

Нет сомнений в том, что общественность с нетерпением ожидает принятия Законопроекта № 372966-6. В этом случае в прессе по-прежнему будут публиковаться объявления вроде: «Потомственная целительница. Лауреат конкурса “Лучший целитель России XXI века”», но уже с важным для потребителя уточнением: «В работе использует духовное целительство в строгом соответствии с разрешением Минздрава России № 999 и под контролем врача высшей категории». 

К сожалению, у нас нет возможности напомнить здесь обо всех удивительных предложениях народных избранников. Например, мы обошли вниманием законопроект депутата Госдумы от ЛДПР и кандидата в мэры Москвы Михаила Дегтярева, предусматривающий введение для женщин двухдневного оплачиваемого отпуска в «критические» дни, и не разобрались с совершенно оригинальной идеей депутата Госдумы Олега Михеева, предложившего внести в Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» поправки, запрещающие пропаганду «легкомысленного отношения к сексуальным функциям». 

Очень надеемся, что наступающий год будет таким же «урожайным» на события, вызывающие позитивные эмоции.