Треснул мир напополам

Источник: Эксперт-Урал
Время чтения: 22 минуты

Внесение изменений в сертификат эксплуатанта в связи с предстоящим обновлением парка закончилось для ЮТэйр обвинением в «дырявой системе управления безопасностью полетов». Ни связь, ни причины происходящих событий пока до конца не ясны.

В июле 2013 года авиакомпания ЮТэйр планировала начать эксплуатацию нового для себя типа воздушного судна (ВС) — Airbus семейства А320 (летом прошлого года контракт на поставку двадцати A321 подписан на аэрокосмическом салоне Фарнборо). В связи с этим она направила в Росавиацию заявку на внесение изменений в сертификат эксплуатанта. 

Ведомство ответило неожиданно и публично. В заявлении, размещенном на сайте 29 мая, сказано: «Заявка на введение в сертификат эксплуатанта ВС типов А-320/21 не будет рассматриваться до тех пор, пока авиакомпания не примет реальных мер по повышению безопасности полетов. <…> Система не справляется с многочисленным разнотипным парком ВС, рассредоточенным не только во многих аэропортах РФ, но и в других странах. В этой ситуации, без принятия дополнительных действенных мер, введение новых типов самолетов может стать «непереносимым грузом» для «дырявой» системы управления безопасностью полетов». 

Действия Росавиации вызвали у участников рынка и экспертов гораздо больше вопросов, нежели оценка состояния безопасности в ЮТэйр. 

Дымит разлом
Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность не рассматривать заявку на внесение изменений в сертификат: ее можно либо одобрить, либо аргументированно отклонить. 

— Рассмотрение заявки осуществляется в срок не более десяти рабочих дней. В результате должно быть подготовлено заключение о соответствии (несоответствии) представленной документации сертификационным требованиям, а также решение о проведении инспекционной проверки заявителя. Если в установленный срок авиакомпания не получает заключение, у нее есть возможность обратиться в арбитражный суд. Он может признать бездействие незаконным и обязать соответствующий орган, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, — уточнила cтарший юрист-аналитик практики по разрешению споров адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» (Москва) Лина Тальцева.

В пресс-службе Росавиации спустя две недели после появления новости нам сказали, что заявка все-таки рассматривается. Такими же данными располагают в ЮТэйр и добавляют, что по запросам ведомства в полном объеме предоставляются необходимые материалы. Тем не менее вызов брошен, да и процесс затянулся. 

Во-вторых, по мнению экспертов, аргументация Росавиации, строящаяся вокруг безопасности полетов, некорректна:

— ЮТэйр, что нечасто случается в нашей практике, получает абсолютно новые самолеты. Они не могут негативно отразиться на безопасности, это абсолютно надуманный довод. Росавиация должна ратовать за то, чтобы обновлялся парк, улучшалось качество обслуживания пассажиров, чтобы отрасль развивалась. Невнесение новых самолетов в сертификат эксплуатанта можно расценивать как препятствие этому. Да, у ЮТэйр есть проблемы, и авиакомпания решает их, в том числе обновлением парка, — говорит заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. 

В ЮТэйр подчеркивают, что проведенные мероприятия по обучению персонала и обеспечению технического обслуживания новых типов судов полностью соответствуют нормативным документам РФ и международным стандартам. Кроме этого, одновременно с поступлением новой техники в 2013 году запланирован вывод 37 самолетов Ту-154, ATR-42 и ATR-72 предшествующих серий, что тоже вряд ли способно ухудшить безопасность полетов. 

— Обновление парка служит повышению уровня безопасности полетов. К тому же ЮТэйр планирует сократить количество типов судов. Получается, что Росавиация против этого, — отмечает главный редактор отраслевого журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. 

Действия ведомства внесли сумятицу в умы авиационной общественности. В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта отреагировали на них так:

— В официальной информации Росавиации от 29 мая применены, мягко говоря, странные по форме и существу оценки и выводы, уровень аргументации которых вызывает в профессиональной среде различные эмоции. В основном негативные. Однако они прозвучали. На весь авиационный мир. А речь идет об одной из ведущих отечественных авиакомпаний, выполняющей глобальные и социально значимые операции в различных уголках страны и планеты. Ослабление ее конкурентоспособности вряд ли входит в задачи регулятора.

И льется кровь
Посмотрим на ситуацию с другой стороны. К безопасности полетов в ЮТэйр вопросы действительно возникают. Сложно поверить, что Росавиация могла публично раскритиковать компанию, не имея на это весомых оснований. 

В заявлении сказано: «Федеральное агентство воздушного транспорта рекомендует авиакомпании ЮТэйр сосредоточить усилия на устранении многочисленных недостатков в поддержании летной годности воздушных судов и тех нарушений, которые в недавнем прошлом стали причинами катастрофы самолета ATR-72 под Тюменью (см. «Леденящие детали» , «Э-У» №14 от 09.04.12. — Ред.), а также нескольких катастроф вертолетов как в РФ, так и за рубежом». 

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет только по одной катастрофе, произошедшей 4 июля прошлого года, когда в Якутии потерпел аварию Eurocopter AS-350 (четыре человека, находившиеся на борту, погибли). В нем сказано, что сопутствующими факторами авиационного происшествия стали в числе прочего недостаточная профессиональная подготовка командира воздушного судна и недостаточный контроль со стороны руководящего состава летного отряда. 

По данным ресурса The Aviation Herald, аккумулирующего информацию об авиационных инцидентах (в словаре ICAO под этим термином понимается сoбытиe, связaннoe с испoльзoвaниeм ВС, кoтoрoe влияeт или мoглo бы пoвлиять нa бeзoпaснoсть эксплуaтaции), в 2011 году с самолетами ЮТэйр произошло 12 инцидентов, в 2012-м — 22, а за неполный 2013-й — 11.

— Увеличение количества инцидентов, конечно, говорит о том, что есть вопросы, которые необходимо решать, в том числе и с помощью системы управления безопасностью, — считает президент НП «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. 

В пресс-службе авиакомпании тему комментируют сдержанно, отмечая, что в марте — апреле 2013 года Росавиация проводила проверку и выдала ряд рекомендаций, которые реализуются в течение мая — июня по согласованному графику. «ЮТэйр постоянно взаимодействует с ведомством по вопросам обеспечения безопасности полетов и обновления авиационной техники», — подчеркивают в компании. Кроме этого с 2008 года ЮТэйр проходит аудит безопасности IOSA (текущий сертификат, по данным базы IOSA, заканчивается в октябре 2013 года). 

Эксперты призывают относиться к теме безопасности взвешенно. Анатолий Ходоровский:

— После катастрофы ATR-72 под Тюменью в ЮТэйр проведена серьезная работа и сделаны выводы. К сожалению, после этого случились происшествия с вертолетами, и они будут тщательно проанализированы. Давайте посмотрим на последние недели. 18 мая у самолета ЮТэйр при посадке во Внуково загорелось колесо. Такое может произойти с любым перевозчиком. Посадка была произведена мастерски. 29 мая борт вернулся в аэропорт Анапы из-за столкновения с птицами при вылете — аналогичная ситуация. Другое дело, в каких объемах эти инциденты обсуждаются в СМИ. При этом надо понимать, что они случаются у всех перевозчиков, и в некоторых случаях даже не становятся достоянием общественности. 

Идет война добра со злом
В любом случае отношения Росавиации и ЮТэйр вышли за рамки общепринятого. Ни борьба за безопасность путем публичных заявлений, ни ограничение использования новых самолетов с этой же целью не кажутся нам мерами адекватными. Отдельный вопрос — почему все это вынесено на публику в столь жесткой форме. 

Ни одна из сторон конфликт не комментирует. Эксперты выстроили ряд версий, начиная от желания третьих лиц понизить капитализацию (к слову, на настроение инвесторов в преддверии облигационного займа ситуация не повлияла) до растущей в связи с обновлением парка конкуренции за пассажира и летный состав и возможного усиления ЮТэйр на рынке туристических перевозок. Но, во-первых, эпопея с внесением изменений в сертификат эксплуатанта рано или поздно закончится. Во-вторых, авиакомпания — серьезный конкурент и без А321: с 2008 по 2012 год ее пассажиропоток вырос сильнее всех перевозчиков топ-5. В-третьих, в декабре текущего года ЮТэйр рассчитывает начать эксплуатацию новых самолетов Boeing 737-800 (контракт на 40 судов), в четвертом квартале 2014-го — Sukhoi Superjet 100 (24 единицы). Как говорил генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов, в течение следующих пяти-семи лет планируется практически полностью обновить парк. Суета вокруг А321 на этом фоне кажется бессмысленной. 

— Конспирологию можно искать в чем угодно, но она не выдерживает никакой критики. Можно предположить, что кто-то работает против авиакомпании или ее собственника. Но если ЮТэйр остановится, прекращение полетов того же Крас­Эйр покажется всем детским лепетом. Это парализует движение в стране, потому что компания специализируется на внутренних линиях. Что касается собственника, то ЮТэйр через негосударственный пенсионный фонд принадлежит Сургутнефтегазу — одной из крупнейших в России компаний. Представить, что некто хочет повлиять на нее через Росавиацию еще сложнее, чем попытку серьезно навредить авиакомпании, — делится соображениями источник, знакомый с ситуацией, но пожелавший остаться неизвестным. 

— Если принять во внимание озвученные версии, получается, что Росавиация участвует в некотором сговоре с другими компаниями и тормозит развитие конкретного перевозчика. А этот орган даже косвенно не может действовать в чьих-то интересах. Если же такой факт будет доказан, то речь пойдет не просто о нарушении профессиональной этики, а об уголовно наказуемом преступлении, — добавляет Анатолий Ходоровский. — Почему Росавиация ответила на заявку ЮТэйр такими формулировками, сейчас не может сказать никто.

Хочется верить, что гражданская авиация, которая и так находится не в идеальном состоянии, не станет ареной для подобных игр, а между всеми авиакомпаниями и властью будет налажено равноправное и конструктивное взаимодействие. В первую очередь — в вопросах безопасности полетов.