Чартерные рейсы из Шереметьево, Домодедово и Внуково хотят ограничить ночным временем для перераспределения нагрузки на аэропорты. Планы Росавиации могут вступить в конфликт с законодательством ряда европейских стран. Свое внимание вопросу может уделить и ФАС: рекомендацию Росавиации уже называют дискриминационной для россиян с невысокими доходами.
«Мы рекомендуем авиакомпаниям переносить чартерные рейсы на ночное время суток с 22.00 до 6.00 с тем, чтобы разгрузить аэропорты»,— сообщил сегодня глава Росавиации Александр Нерадько в Астрахани, передает РИА «Новости».Идея отдать дневные часы регулярным рейсам, а чартерным— ночные вызвана избыточной нагрузкой на воздушные ворота Московского узла. Только 29 апреля, перед майскими «длинными» выходными московские аэропорты перевезли более 102 тыс. пассажиров. По словам Нерадько, это рекордный показатель, которого не наблюдалось в предыдущие годы. В целом Росавиация оценивает рост перевозок в сравнении с аналогичным периодом 2010 года в 13–15%.
Несмотря на пиковую загрузку в предпраздничный период, перевозчики уверяют, что аэропорты справлялись и не допускали задержек. И все же ресурс емкости может быть вскоре исчерпан. Одной из причин, почему идею Росавиации можно назвать здравой, является ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Внуково. Напомним, из-за этого часть рейсов летного спецотряда, перевозящего высших лиц государства, была переведена из Внуково в Шереметьево. Это автоматически означает неизбежные трудности в связи с закрытием воздушного пространства на период взлета-посадки правительственных бортов.
Логично, но выполнять не будем
Стремление авиационных властей разгрузить аэропорты логично и справедливо, отмечает пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал. Несмотря на это, он заявил GZT.RU, что авиакомпания не собирается менять свою летнюю программу. «Расписание чартерных полетов „Трансаэро“ на лето 2011 года уже согласовано с аэропортами Московского авиаузла, с Росавиацией и зарубежными аэропортами»,— говорит представитель «Трансаэро». По мнению Быхала, рекомендации Нерадько ограничатся теми авиакомпаниями, которые еще не успели получить разрешения на выполнение чартеров из Москвы.
Как заметил в разговоре с GZT.RU Александр Морозов, исполнительный директор компании «Авиачартер», реализовать рекомендацию Росавиации в полном объеме малореально. Помимо вполне понятного желания российских авиационных чиновников разгрузить основные аэропорты в горячий сезон есть еще жесткая позиция европейских стран: в Европе борются за экологию и запрещают ночные прилеты чартерных рейсов. Вместе с тем аэропорты Турции, Египта, Марокко и ряда других стран работают круглосуточно. Вот на этих направлениях можно что-то сделать, полагает Морозов.
«В очень многих странах последний рейс выполняется максимум в 23 часа,— подтверждает слова Морозова представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.— Ночные рейсы не выполняются, не только чартерные, но и регулярные».
Дискриминация небогатых пассажиров
По словам Анны Подгорной, генерального менеджера туркомпании «Пегас туристик», рекомендация вполне нормальная и выполнимая. «У нас очень много рейсов в Египет и Турцию вылетает с 4 до 6 утра. Всего 4 часа в полете и в 10–11 утра вы уже практически готовы к заселению в отель. Как рассуждают туристы на бытовом уровне, в ночь перед полетом редко кто спит, да и день не потерян. Хотя, вопреки расхожему мнению, турфирмы оплачивают ночевки в отеле»,— рассказывает Подгорная. Кроме того, по ее мнению ночные рейсы удобны для дальнемагистральных полетов и по турбизнесу это нововведение не ударит.
Впрочем, далеко не вся туристическая отрасль лояльно воспринимает предложение чиновника. Так, Ирина Тюрина считает его дискриминационным как в целом для чартеров, так и конкретно для россиян с невысоким заработком. «Для подавляющего большинства россиян решающим фактором выбора тура по-прежнему остается цена, а чартеры— это дешевле,- отмечает Тюрина.— Выбора у людей не будет, кто хочет летать дешевле, будет летать по ночам». Таким образом, перенос чартеров на ночное время превращается в абсолютную дискриминацию граждан по доходам, подчеркивает собеседник GZT.RU.
Тюрина не исключает, что к разрешению вопроса будет привлечена Федеральная антимонопольная служба. «Туркомпании или авиакомпании вряд ли будут обращаться в ФАС, а вот нам— отраслевым организациям,— надо об этом подумать»,— сообщила она GZT.RU.
Подобная «рекомендация», не может быть квалифицирована как нарушающая антимонопольное законодательство, если она не носит обязательного характера для аэропортов Московского авиаузла, считают юристы. Но тут же оговариваются — вопрос в том, как ее будут выполнять администрации аэропортов.
«Действия по ограничению чартерных рейсов промежутком времени с 22.00 до 6.00 вполне могут быть расценены как злоупотребление доминирующим положением, в частности создание дискриминационных условий для авиакомпаний»,— считает партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Илья Ищук. Если же ограничения будут введены всеми аэропортами Московского узла, ФАС вполне может заявить о сговоре, мешающем доступу на товарный рынок.
«Такие действия вполне могут заинтересовать антимонопольные органы с учетом начинающегося сезона отпусков и потенциально громкого общественного резонанса на инициативу Росаваиации»,— резюмирует юрист.
Источник: GZT.RU