Принуждение к рынку

Время чтения: 17 минут

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила на согласование в Минэкономразвития, Минэнерго и ФСФР проекты законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ». В них предлагается установить требования по раскрытию информации при торговле нефтепродуктами, ввести ограничения на розничные сделки и гарантировать равный доступ к нефтехранилищам.

ФАС предлагает запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающим доминирующее положение на рынке, с 1 января 2012 года совмещать оптовую и розничную торговлю бензином и дизельным топливом, а также оптовую реализацию авиатоплива с НПЗ и реализацию авиатоплива авиакомпаниям.

Так, продавец топлива, имеющий долю на товарном рынке более 25%, по мнению ФАС, не вправе приобретать новые АЗС. Владельцы хранилищ топлива, если их емкость превышает 25% от общей емкости хранилищ в регионе, обязаны предоставлять услуги по хранению топлива для всех на недискриминационных условиях. Услуги по транспортировке нефти железнодорожным и трубопроводным транспортом должны в приоритетном порядке предоставляться тем, кто приобретает нефть и нефтепродукты на  бирже.

В законопроекте «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» говорится, что хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю моторным топливом, не сможет покупать АЗС и земельные участки для их строительства, а также брать их в аренду в регионе, где его доля на рынке превышает 25%. При этом сделка по приобретению АЗС, совершенная с нарушением требований закона, будет считаться ничтожной.

Согласно законопроекту, хозяйствующие субъекты, действующие на рынках нефти и нефтепродуктов, обязаны раскрывать информацию об объемах добытой нефти и остатках на нефтехранилищах, а также об объемах переработанной нефти, произведенных нефтепродуктов, остатках нефтепродуктов на НПЗ и нефтебазах. Компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, должны будут вести раздельный учет доходов и расходов по видам нефтепродуктов при их производстве, крупно- и мелкооптовой, а также розничной торговле. Раздельный учет затрат и доходов по торговле и хранению нефтепродуктов должны вести владельцы нефтепродуктовых хранилищ, если их емкость в регионе превышает 25%.

Предполагается, что суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение «о принудительном разделении хозяйствующего субъекта (группы лиц), не соблюдающего запретов, либо решение о выделении из его (их) состава одной или нескольких организаций». При этом решение суда о принудительном разделении хозяйствующего субъекта или о выделении из его состава одной или нескольких коммерческих организаций должно быть исполнено в течение полугода, а акции выделяемой компании должны быть проданы на торгах не аффилированным с этой организацией покупателям.

Законопроект «О рыночном ценообразовании» предлагает для определения цены на  нефтепродукты применять три индекса рыночных цен: сопоставимых зарубежных рынков, биржевых, а также внебиржевых цен на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут).

«Рыночному ценообразованию на нефтепродукты, строго говоря, может способствовать развитие конкуренции на этом рынке. А вот будет ли способствовать ее развитию принятие законопроектов в таком виде – это большой вопрос, – считает Илья Ищук, партнер адвокатского бюро „Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры”. – Пока это больше похоже на попытку прямого государственного регулирования цен на нефтепродукты. Что касается индексов, то пока не очень понятно, каким образом их необходимо учитывать для достижения целей, указанных в законопроекте. Ясного механизма их применения в проекте не усматривается».

Запрет на оптовую и розничную торговлю одним юрлицом вряд ли изменит текущую ситуацию на рынке, полагает Андрей Полищук, аналитик ФГ БКС. «Компании вполне могут создавать несколько несвязанных юрлиц для разделения розничного и оптового рынков», – говорит аналитик. Он напоминает, что внебиржевые и биржевые цены существенно не отличаются, так как сделки зачастую адресные и цены на биржах нередко превышают контрактные. А вот цены, определяемые на основе зарубежных рынков, могут быть существенно ниже внутренних цен в РФ.

«ФАС уже предлагала определять цену на нефтепродукты на НПЗ на основе netback, то есть цена будет устанавливаться на базе цен на международных рынках за вычетом пошлин и транспортных расходов. Но и это не означает падения цен, так как НПЗ с высокой глубиной переработки контролируются крупнейшими игроками, – уверен Полищук. – Из-за низких цен могут просто появиться новые посредники в цепочке поставок, и возрастет количество спекулятивных покупок. В итоге это не приведет к уменьшению цен на заправках, а дополнительная маржа будет оседать в компаниях-посредниках».

«Даже для ФАС достаточно тяжело определить принцип ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов. Регистрация сделок на бирже – скорее контролирующая мера, которая может лишь частично помочь установить мониторинг и облегчить ФАС процедуру выставления и обоснования новых штрафов НК», – считает он.

«Говоря о регистрации на бирже, необходимо отметить, что эта процедура вводится в первую очередь для получения информации, необходимой для определения упомянутого биржевого коэффициента, – говорит Илья Ищук. – Хотя норма достаточно революционная, так как нефтяным компаниям придется в режиме онлайн раскрывать сугубо коммерческую информацию».

«Можно предположить, что ситуация на данном рынке как в плане конкуренции, так и в плане ценообразования изменится. Она не сразу приблизится к зарубежным странам, однако порядок применения государственного механизма по обеспечению жизнедеятельности данного законопроекта определит дальнейшее поведение участников рынка и, соответственно, будущее самого рынка», – считает руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов.

Что же касается предлагаемого метода расчета цен по трем индексам, то, по его мнению, здесь надо понять, что лежит в определениях трех индексов. «Например, „сопоставимый зарубежный рынок”. Что лежит в основе сопоставимости? По каким критериям будет она определяться, и самое главное – кто будет определять такие рынки в качестве сопоставимых?» – задается вопросом аналитик. «Сложно сказать об эффективности этого метода, поскольку непонятно пока, как будет отслеживаться соблюдение этих принципов розничными продавцами», – вторит ему аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова.

Если законопроекты будут приняты в таком виде – не означает ли это прекращения существования вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в России? «Нет, конечно! Просто ВИНК не смогут продавать нефтепродукты в розницу. Как бы конечное звено оторвется», – говорит Соснова. С ней согласен и Дмитрий Трофимов, по словам которого понятие ВИНК в России, скорее всего, просто приобретет новые формы.

С ними не согласен Илья Ищук, считающий, что устранение ВИНК в существующем виде вполне может быть одной из целей предлагаемых нововведений. «Открытым остается вопрос, допустят ли их принятие в таком виде», – говорит он.

«Законопроект не направлен на полное разделение оптового и розничного рынка, ВИНК в России никуда не денутся даже в случае принятия и реализации на практике этого закона, – уверен Андрей Полищук. – Предполагается, что НК, занимающая доминирующее положение в определенном регионе, продаст часть своих АЗС другой НК, и между ними должна быть конкуренция. Но первая НК, в свою очередь, может выкупить часть АЗС на рынке, где доминирующее положение занимает вторая. А нефтепродукты придется приобретать у ближайшего НПЗ, чтобы не увеличивать стоимость из-за транспортного плеча. Так что в такой ситуации вероятнее, что НК будут просто договариваться об определенной отпускной цене со своих НПЗ. А если на розничном рынке представлены два-три игрока, которые зависят от одного владельца НПЗ, то о рыночной конкуренции говорить уже не приходится».

Источник: Эксперт online