Глава британской авиакомпании British Airways (ВА) Уилли Уолш заявил, что намерен выкупить 12 национальных авиаперевозчиков, чтобы сделать альянс с испанской Iberia — International Airlines Group (IAG) — самой крупной авиакомпанией в мире.
«Нет предела нашим амбициям», — заявил Уилли Уолш в интервью газете The Daily Mail. Правда, кризис и растущие цены на топливо, похоже, заставили руководство нового авиагиганта несколько поумерить аппетиты и сократить список потенциальных партнеров с 40 до 12. При этом, хотя руководство IAG не называет компании, которые войдут в суперальянс, среди потенциальных активов называют American Airlines, авиалинии ЮАР, чилийскую LAN и индийскую Kingfisher Airlines.
В апреле Iberia и BA объявили о подписании окончательного договора о слиянии, реализация которого, как ожидается, будет завершена к концу 2010 года. Новая компания будет носить название International Airlines Group, ее штаб-квартира расположится в Лондоне, а главной площадкой размещения акций будет Лондонская фондовая биржа. При этом BA и Iberia сохранят свои бренды для осуществления полетов. BA получит 55% в новой компании, Iberia — 45%. В общей сложности IAG будет располагать более чем 400 самолетами, а общий объем пассажирских перевозок будет составлять более 58 млн человек в год.
В июле Еврокомиссия дала добро на предстоящее слияние, поскольку, как говорилось в пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте исполнительного органа ЕС, она не усматривает в грядущем слиянии никакой угрозы для эффективной конкуренции между действующими в европейской экономической зоне авиакомпаниями. А сегодня ходатайство IAG о приобретении 100% голосующих акций Iberia и 90,025% голосующих акций BA удовлетворила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.
По мнению эксперта департамента оценки «2К Аудит — деловые консультации» / Morison International Петра Клюева, планы British Airways по созданию крупнейшего мирового авиаперевозчика в принципе реальны. Однако, считает аналитик, IAG может столкнуться с блокирующими решениями регулирующих органов тех стран, компании которых она хочет купить, и в результате от некоторых покупок наверняка придется отказаться. «В связи с кризисом и весенним извержением вулкана в Европе все авиакомпании столкнулись с колоссальными убытками, именно за счет поглощения и создания крупных авиагигантов эти проблемы можно решить. Объединения авиаперевозчиков помогут оптимизировать бизнес и сократить расходы. Поэтому через несколько лет синергетический эффект будет», — говорит Клюев.
Препятствием для планов руководства IAG стать мировым лидером может оказаться схожее желание американских авиаперевозчиков United Airlines и Continental Airlines, которые в начале мая заявили о слиянии. В настоящее время Continental Airlines является пятой авиакомпанией мира, ежедневно выполняющей более 2,7 тыс. полетов на американском континенте, в Европе и Азии. United Airlines, в свою очередь, совершает в день около 3,4 тыс. полетов по примерно 230 маршрутам в Северной и Южной Америке, странах АТР и Европе. По оценкам аналитиков, обновленная United Airlines займет более 20% на профильном рынке Северной Америки, а ее доля от глобального объема авиаперевозок достигнет примерно 7%. Новый авиаперевозчик обойдет по доле на мировом рынке американскую Delta Airlines, занимающую сейчас около 6%.
Слияния и поглощения на мировом авиарынке превращаются в устойчивую тенденцию. По мнению Андрея Корельского, управляющего партнера адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», это связано с тем, что кризис выявил слабые места многих авиакомпаний, в том числе и таких флагманов, как ВА. Хроническая убыточность или перевозки на грани рентабельности, негативные природные явления в весенне-летний период, а также массовость забастовок персонала заставили акционеров и менеджмент авиакомпаний в условиях жесточайшей конкуренции на рынке пойти на решительные стратегические меры. «Уверен, что непринятие решительных шагов сейчас могло привести национальных авиаперевозчиков к банкротству. Достаточно вспомнить ситуацию пару лет назад с Alitalia, когда пассивность позиции и действий итальянского правительства как главного акционера по спасению авиакомпании отбросило ее развитие на несколько лет назад», — говорит аналитик.
С другой стороны, либерализация кредитных рынков, а также доверие к этим национальным перевозчикам со стороны инвесторов и банкиров позволяет привлечь для полномасштабной экспансии значительные кредитные ресурсы. К тому же, отмечает Корельский, учитывая заинтересованность правительств в работоспособности авиакомпаний и, как следствие, понижение степени социальной напряженности в отрасли, не исключено, что по ряду дальнейших сделок могут быть получены государственные гарантии.
Не слишком ли будет громоздка и сложна в управлении такая авиакомпания? По мнению аналитика, все зависит от выбранной структуры управления как на корпоративном, так и технологическом уровне. «При правильной системе “сдержек и противовесов” глобальные авиакомпании практически всегда впереди на конкурентном рынке по сравнению с небольшими и региональными игроками, — говорит Корельский. — А учитывая, что в планах IAG поглощение авиакомпаний, охватывающих практически все континенты планеты, то это позволит в будущем выстраивать мультимодальные перелеты по единым стандартам и ценовым сегментам, не обращаясь за услугами к иным авиакомпаниям, что в конечном итоге для современного потребителя с ускоряющимся ритмом жизни может быть вполне привлекательно. А борьба за лояльного пассажира на этом рынке — одна из самых ожесточенных по сравнению с другими отраслями экономики».
Ждан Шакиров, аналитик ИК «Финам», считает, что создание IAG в целом негативно скажется на деятельности российского «Аэрофлота». «“Аэрофлот” довольно активно развивает международный сегмент своего бизнеса, и появление наряду с уже существующими авиакомпаниями нового мегакрупного конкурента, имеющего широкие возможности для демпинга при сопоставимом или более высоком уровне качества услуг, способно оказать негативное влияние на бизнес российского авиаперевозчика. Впрочем, как и всех остальных», — говорит аналитик.
По мнению же Андрея Корельского, «в будущем, возможно, “Аэрофлот” и сможет, в том числе и при слиянии с другими европейскими авиакомпаниями, претендовать на одного из лидеров европейской авиации, однако в настоящее время об этом говорить рано». «С другой стороны, кто из мировых лидеров авиаперевозок сможет создать консорциум с “Аэрофлотом” с его неограниченным приоритетом для пролетов над Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, тот сможет усилить свою долю не только на европейском рынке, но и в большей степени сделать серьезный шаг к завоеванию очень перспективного азиатского», — считает Корельский. В противном случае, отмечает он, можно прогнозировать, что в ближайшее десятилетие все более усиливающая мощь китайская гражданская авиация начнет наступление на европейский рынок авиаперевозок.
Источник: Эксперт online