Медиа

Нагретые руки

Дата: 27.08.2010
Источник: Эксперт online
Время чтения: 10 минут

Префы Транснефти растут невзирая на общее снижение российского фондового рынка. Аналитики связывают это со слухами о предстоящей приватизации Транснефти.

В конце июля в СМИ появилась информация о подготовленном Минфином списке десяти крупнейших госкомпаний и банков, которые государство намерено в ближайшее время приватизировать. Среди них значилась и Транснефть. Сразу после этого привилегированные акции Транснефти выросли на ММВБ на 7,3%, до 29 700 рублей за штуку. Однако через несколько дней появилась новая информация (и опять со ссылкой на анонимный источник), что российское правительство решило исключить РЖД и Транснефть из списка предприятий, приватизируемых в 2011–2013 годах.

Тем не менее слухи о грядущем IPO транспортной монополии и о его возможных параметрах не утихают и продолжают греть спекулятивный рынок. А главы компаний Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment даже обратилась к главе правительства Владимиру Путину и его профильным замам со своими предложениями по этому поводу. В своем послании они напомнили премьеру, что в настоящий момент уставный капитал Транснефти состоит из 77% обыкновенных акций и 23% привилегированных акций. Все обыкновенные акции принадлежат государству, тогда как все привилегированные акции обращаются на рынке. Авторы письма считают целесообразным выставить на публичную продажу до 25% обыкновенных акций, что позволит государству сохранить полный акционерный контроль над компанией, оставаясь владельцем 75% обыкновенных голосующих акций. «По нашим консервативным подсчетам государство могло бы выручить около 150 млрд рублей от продажи такого пакета. Реализация пакета такого размера позволила бы создать достаточную ликвидность акций компании и привлечь обширный инвестиционный спрос. В этом сценарии доля государства в уставном капитале (с учетом привилегированных акций) снижается до 59%», – говорят они.

Однако большинство аналитиков сомневаются в том, что приватизация Транснефти вообще нужна государству. Существует, как минимум, два риска такого IPO – опасность требования незамедлительной выплаты компанией более 4 млрд долларов, а также возникновение негативных последствий для процесса принятия решения в компании. По мнению независимого эксперта по рынку ТЭК Дмитрия Парфенова, такая уникальная компания, как Транснефть, несомненно, будет интересна инвесторам. «Но целесообразно ли сегодня проводить приватизацию? Она непременно приведет к значительному оттоку средств из Транснефти на досрочное погашение долговых обязательств, – говорит аналитик. – Предположим, что доля государства будет снижена до 51%, а доля в 27,1% будет продана. В этом случае держатели евробондов компании смогут потребовать от Транснефти досрочно погасить облигации на общую сумму 3,45 млрд долларов и 700 млн евро».

Снижение доли участия государства в уставном капитале Транснефти может также привести к снижению кредитного рейтинга, поскольку будет означать уменьшение вероятности государственной поддержки компании. «С появлением нового собственника существует риск развала отлаженного механизма транспортировки сырья, – отмечает Парфенов. – Ведь если акции после ряда перепродаж окажутся в собственности какой-либо нефтяной компании, то и преференции на прокачку достанутся ей же. Это уже невыгодно самому государству, которое постулирует принцип равнодоступности к трубе всех участников рынка».

По словам Андрея Корельского, управляющего партнера адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», обещанная правительством суперприватизация активов, полученных государством в условиях кризиса, будет относиться к чему угодно, но только не к «священным коровам» государственного влияния в стратегических отраслях. «Обещания по приватизации Связьинвеста, Почты России, РЖД и Транснефти мы слышим на протяжении многих лет, а воз и ныне там, – говорит аналитик. – К тому же последние тренды движения цены барреля нефти к будущему году к красивой трехзначной цифре делают наш бюджет не столь уж и дефицитным, чтобы отдавать столь значимые для государства активы».

Корельский считает, что незачем отдавать на слабый, еще не восстановившийся российский рынок очередную «голубую фишку», когда можно подождать на фоне роста китайской экономики пару лет, достроить ВСТО и ряд других значимых трубопроводных проектов Транснефти и выпустить на рынок действительно серьезный актив по серьезной цене. «Игры в "привилегированные неголосующие акции" очень часто при довольно простых манипуляциях заинтересованных акционеров приводили крупнейшие российские корпорации к длительным корпоративным войнам, и государство не является исключением, оно тоже может оказаться вовлеченным в конфликт, – напоминает он. – Поэтому если и отдавать государственный контроль в Транснефти, то с условием возможного ввода контроля с использованием механизма "золотой акции" опять же при условии, что такой контроль напрямую повлияет на стоимость возможного отчуждаемого пакета».

Источник: Эксперт online