Можно ли подать в суд на аэропорт, если он не справился с ледяным дождем?

Источник: Forbes
Время чтения: 7 минут

Отвечает: Илья Дедковский, юрист адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры»

На аэропорт можно подать в суд за то, что он не был готов к погодным условиям, о которых предупреждали заранее, а также за то, что вам не давали своевременной информации об отмене рейсов и причинах такой ситуации. Однако результат процесса не очевиден.

Если же вас не обеспечили необходимым сервисом на время задержки (прохладительные напитки, горячая еда, размещение в гостинице), компенсации через суд нужно требовать уже от перевозчика.

В чем вина московских аэропортов? В юриспруденции есть одно безусловное основание для ухода от ответственности за неисполнение своих обязательств — обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). Чтобы «ледяной дождь» был признан событием именно такого порядка, в первую очередь, должно быть доказано, что никто объективно не мог предотвратить его последствия.

С одной стороны, такие погодные условия редкость. С другой — синоптики предупреждали заранее о приближении к Москве «ледяного дождя», который несколькими неделями ранее уже причинил значительные убытки в Ульяновской области.

То есть аэропорт «Домодедово» должен был заранее подготовиться к сложившейся ситуации, в том числе обеспечить резервные источники энергопитания ключевых узлов аэропортовой зоны.

Но тут же возникает вопрос: в какой степени последствия нагрянувшей непогоды можно было предотвратить? Полностью или только отчасти, сократив количество задержанных вылетов? Это вопрос скорее технический, а не юридический, и он может быть решен только после того, как пассажиры подадут на аэропорт в суд, который погрузится в техническую часть вопроса и сделает выводы.

Выполнил ли свои обязательства перевозчик? Если ваш рейс задержали, то перевозчик обязан вас уведомить об этом и указать причины. Вне зависимости от того, кто виноват, сам перевозчик или погода, вас должны:

(а) обеспечить прохладительными напитками при ожидании рейса более двух часов,

(б) обеспечить горячим питанием при ожидании рейса более четырех часов,

(в) обеспечить размещение в гостинице и доставку до нее при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время,

и т. д. (полный перечень услуг вы можете посмотреть в Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов (п. 99).

Все эти услуги перевозчик должен вам предоставить совершенно бесплатно. Все, что должен сделать аэропорт – это предупредить вас о том, что рейс задержан или отменен, и что послужило тому причиной. Далее разбираться в том, что произошло, перевозчик и аэропорт должны между собой: если виноват аэропорт, то перевозчик вправе требовать с него компенсации за издержки, которые он понес в результате заботы о пассажирах.

Куда жаловаться Чтобы отстоять свои права и получить компенсацию, вы можете подать в суд на аэропорт или перевозчика, если они не выполнили свои обязательства. В этом случае суд будет выяснять, можно ли было предотвратить последствия погодных условий и до какой степени.

Вы также можете подать жалобу в государственные органы, которые занимаются надзором за деятельностью российских аэропортов (транспортная прокуратура и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта), однако госорган не может обязать перевозчика выплатить вам компенсацию — за этим вам придется обращаться в суд.

Источник: Forbes