Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела ходатайство о слиянии бирж РТС и ММВБ и установила, что заявленные в ходатайстве сделки могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по организации торговли на рынке ценных бумаг, на рынке депозитарных услуг и на рынке клиринговых услуг.
В соответствии с законом «О защите конкуренции» ФАС приняла решение о продлении срока его рассмотрения на два месяца в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации, говорится в сообщении службы. «Заинтересованные лица вправе представить в Федеральную антимонопольную службу сведения о влиянии на состояние конкуренции сделки, заявленной в ходатайстве», — отмечают в ФАС.
Напомним, что на рассмотрении в ФАС находится ходатайство ЗАО ММВБ о приобретении прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности ОАО РТС, о приобретении ЗАО ММВБ 100% голосующих акций ОАО РТС, 100% голосующих акций НКО «Расчетная палата РТС», 100% голосующих акций ЗАО «Клиринговый центр РТС», 97,76% голосующих акций ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания», о реорганизации ЗАО ММВБ в форме присоединения к нему ОАО РТС.
Предварительное соглашение о покупке РТС было подписано 29 июня, а уже 5 августа на внеочередных собраниях акционеры ЗАО ММВБ и ОАО РТС должны одобрить сделку. Правда, далеко не всех миноритариев этих бирж устраивают предложенные условия слияния. В частности, компания «Еврофинанс капитал», владеющая 6,2% акций ЗАО ММВБ, в конце июля обратилась с письмом к Банку России с просьбой заблокировать сделку по слиянию с РТС. «На основании тенденциозно подтасованной оценки рыночной стоимости, проведенной малоизвестными оценщиками, которые занизили стоимость ММВБ на 1,8 млрд долларов и одновременно завысили стоимость РТС, определен коэффициент конвертации акций РТС в акции ММВБ (3 к 1), выгодный только акционерам РТС», — говорится в письме.
«Еврофинанс капитал» предлагает несколько разных вариантов развития ММВБ — от создания СП с РТС до самостоятельного выхода биржи на IPO в 2012 году. Не исключается и вхождение в альянс с одним из мировых биржевых лидеров, таких как DB, LSE, NASDAQ OMX, группой бирж Юго-Восточной Азии. Правда, президент ММВБ Рубен Аганбегян заявил газете «Коммерсантъ», что изложенная в письме информация во многом не соответствует действительности, а риски, на которые ссылаются авторы документа, отсутствуют.
«Объединение двух крупнейших российских бирж назревало давно и в целом должно позитивно сказаться как на рынке услуг по организации торговли на рынке ценных бумаг, так и на его участниках. Такая интеграция, выраженная в реорганизации ЗАО ММВБ в форме присоединения к нему ОАО РТС и совершения иных сделок и действий, подлежит в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства согласованию с антимонопольной службой, — поясняет юрист "Инвесткафе" Дмитрий Шилов. — Цели такого согласования очевидны — недопущение ограничения конкуренции в результате объединения ведущих биржевых игроков указанного рынка».
Илья Ищук, партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», утверждает, что российское антимонопольное законодательство применимо к любым правоотношениям на территории страны. «Никаких ограничений в части правоотношений, на которые оно распространяет свое действие, не установлено. Значит, действие антимонопольного законодательства в полной мере распространяется на деятельность в сфере биржевой торговли, — отмечает юрист. — Более того, я не вижу никаких препятствий для того, чтобы говорить о возможности монополизма в этой отрасли. Монополизм — объективно определяемое законом понятие, поэтому при наличии нормативно установленных признаков монополистом может быть участник и этого рынка в том числе».
«В данном случае речь идет об объединении крупнейших российских торговых площадок. Вполне возможно, что рыночная сила вновь созданного единого субъекта рынка будет весьма велика и он потенциально сможет ограничить доступ на этот рынок новых участников. Следовательно, этот вопрос вполне относится к компетенции антимонопольной службы», — говорит Ищук.
Фактически более 90% оборота российского фондового рынка производится двумя биржами — РТС и ММВБ. «Так что, если ФАС найдет признаки монопольного сговора между биржами, чего не было всю историю данных бирж, у нее будет повод для законодательного преследования данных структур», — соглашается главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин.
«О монополизме говорить еще как можно, так как доля объединенной биржи на рынке организованной торговли составит 99%. С другой стороны, очень маловероятно, что ФАС заблокирует сделку. Слияние бирж одобряется на самом высшем уровне, так как считается, что объединенная биржа будет способствовать превращению России (Москвы) в мировой финансовый центр», — полагает консультант департамента Due Diligence «2К Аудит — деловые консультации / Morison International» Андрей Чернявский.
Что касается мировой практики, то сделки по объединению бирж чаще всего срывались из-за несогласия акционеров, напоминает он. «Регуляторы в основном такие сделки одобряют. Слияние бирж — это сейчас мировая тенденция. Однако реализуется она несколько в другом формате. Биржи внутри одной страны объединяются редко, чаще создаются международные биржевые альянсы (планирующееся объединение Deutsche Boerse и NYSE Euronext)», — говорит Чернявский.
По словам Ильи Ищука, со стороны ФАС не было проявлено какой-то особой смелости, когда она продлила процедуру рассмотрения сделки. «Наоборот, было бы странно, если бы, рассматривая возможность столь значимого слияния, ФАС России приняла бы решение без тщательного и взвешенного анализа. Да и вообще, продление срока рассмотрения ходатайства — это вполне стандартная процедура, — напоминает юрист. — Нельзя исключить, что это было сделано по результатам получения какой-либо информации от миноритарных акционеров бирж. Однако ничего противозаконного в этом нет. Закон о защите конкуренции говорит, что любое заинтересованное лицо вправе сообщить в ФАС России любые сведения, указывающие на потенциальную возможность нарушения конкуренции в результате согласуемой сделки».
Консолидация финансового сектора и рост роли государства в финансовом регулировании — это объективная современная тенденция. «Мы наблюдаем сейчас ужесточение нормативов в банковской сфере западных стран. Развивается активизация сделок M&A на биржевом сегменте. Европейскому банковскому сектору для снижения долговых рисков, рекапитализации также, вероятно, предстоит консолидация, — говорит Александр Осин. — Российские банки и финансовые компании на фоне спада в темпах прироста ВВП и реальных доходов населения стремятся к снижению издержек, расширению рыночной доли. Государство ранее поддерживало укрупнение банковской финансовой системы для снижения бюджетных, макроэкономических рисков. Смена такой политики на противоположную означает осложнение рыночной ситуации и конкурентоспособности российского финансового сектора на мировом рынке».
По мнению аналитика, проблема не в количестве игроков финансового рынка, а в качестве государственного управления рынком и экономикой, к примеру, в сфере госинвестиций, которых по-прежнему недостаточно для перевооружения производственного сектора. «При этом приток частных инвесторов ограничен, в том числе отсутствием на рынке РФ крупных мировых финансовых игроков с дешевыми пассивами и государственными гарантиями при реализации долгосрочных инвестиционных проектов», — считает Осин.
Источник: Эксперт online