В офисе многим нравятся светлые помещения и побольше зелени. Хорошо, если документы не навалены в беспорядке, а хранятся в шкафах или в архиве. С open space сложнее, такая планировка нравится не всем. Можно использовать стеклянные перегородки: визуально похоже на open space, но гораздо тише. А еще юристы любят зоны отдыха. Лучше отделить их от рабочих мест, так получается качественнее перезагрузиться. Но создавать на работе иллюзию полного комфорта вредно.
Офис открытого типа – это хорошо или плохо? Дискуссии на эту тему вечны. Кто-то считает, что офис открытого типа объединяет коллектив и помогает сотрудникам наладить общение. К тому же, это может быть экономичнее для работодателя: можно разместить больше людей на одной и той же площади. Но есть и аргументы против. Например, в 2018 году ученые из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что в open space сотрудники на 70% реже общаются лично, а предпочитают переписываться. В том же исследовании сказано, что стремление общаться реже в такой ситуации – естественная реакция человека.
В АБ Адвокатское бюро «ЗКС» от open space отказались сразу же. Адвокаты часто работают с сотрудниками доверителей. Удобнее делать это в своем кабинете, чтобы не носить каждый раз кучу документов в переговорную, объясняет Саушкин.
А вот в Maxima Legal, наоборот, почти нет отдельных кабинетов. Компания остановилась на нескольких небольших зонах open space. Но места для работы распределены комфортно и не выглядят как офис Нео из «Матрицы», говорит партнер этой фирмы Максим Али. К тому же, добавляет он, некоторые зоны open space отделены стеклянной перегородкой, которую можно закрыть. Это полезно на совещании или на конференц-звонке с клиентом.
Перегородки между столами в open space обиты мягкой тканью, добавляет Али. И дело не только в эстетике (обитая перегородка приятнее пластика на вид), но и в эргономике: можно прикрепить на булавку записки и бумаги, которые должны быть перед глазами. Кто-то использует такую перегородку как место для мотивирующих открыток.
INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) отошел от концепции абсолютного опен спейса и разделил офис стеклянными перегородками. Юристы часто говорят по телефону, им нужна возможность сосредоточиться, но в то же время хотелось сохранить чувство общности и командной работы, объясняет Марина Шикова, административный директор компании. В итоге визуально получился опен спейс – много открытого пространства, простой контакт с коллегами, – но стеклянные перегородки глушат звуки. Такие перегородки отражают свет и создают замкнутые комфортные рабочие места, по сути кабинеты для 2–4 человек, добавляет Шикова. Уровень шума снижают акустические потолки и такой же пол.
Хорошо, если в офисе есть много естественного света. Головной офис Maxima Legal расположен на пятом этаже бизнес-центра в центре Санкт-Петербурга, рассказывает Али. Помещение очень светлое, все рабочие места находятся около окон, из которых открывается вид на питерские крыши. В летние дни солнца бывает так много, что иногда приходится закрывать жалюзи, чтобы оно не мешало работать – и это в Санкт-Петербурге.
Кроме основного освещения, над каждым из столов есть лампы, которые некоторые сотрудники Maxima Legal используют в темное время суток или для большей концентрации днем.
В Адвокатское бюро «ЗКС» заметили, что для телефонных разговоров некоторые сотрудники выходят из кабинетов, рассказывает Денис Саушкин, управляющий партнер компании. Поэтому в новом офисе спроектировали две «телефонные будки»: миникабинеты, где можно комфортно расположиться и, не мешая окружающим, спокойно поговорить.
В целом офис должен быть удобным для всех сотрудников, а не только топ-менеджеров, которые нередко отделяют себе продуманные до мелочей vip-зоны с шикарными интерьерами, подчеркивает Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро КИАП. Коллектив хорошей юрфирмы – это не начальники и подчиненные, как на заводе, это единое интеллектуальное целое с едиными стандартами общей работы для достижения общих результатов, считает Корельский.
Сам он выделяет такой плюс офиса, как высокие потолки. Они не давят на сотрудников и дают ощущение свободного пространства. Высота потолков в КИАП – почти пять метров.
Все-таки юристы — люди очень творческие. Сдавленные подвальные помещения высотой чуть выше двух метров могут помешать необходимому психологическому ощущению «полета».
Андрей Корельский, управляющий партнер АБ КИАП
Убрать все лишнее и добавить что-то интересное
В Maxima Legal офисное пространство разграничено небольшими и невысокими перегородками-шкафчиками, каждый из которых находится рядом с рабочим столом юриста. Таким образом в офис органично вписаны места для хранения документов. Они не мешают, но находятся всегда рядом, объясняет Али.
Отдельный плюс в офисе – изолированная принтерная, считает Корельский. В офисе КИАП такая комната есть. Это позволяет избежать лишнего шума, бумажной пыли и электромагнитного излучения рядом с сотрудниками и в общих пространствах, говорит Корельский. А в гардеробе INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) имеются шкафчики для личных вещей сотрудников. Это здорово помогает поддерживать порядок, делится Шикова.
В юрфирме INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) все документы длительного хранения лежат в архиве или в закрытых шкафах, которые встроены в стены, рассказывает Шикова. Это снижает уровень визуального шума и положительно влияет на эстетический климат, отмечает она.
Хотя юрист – профессия достаточно консервативная, в офисах иногда можно обнаружить вещи, которые клиент вряд ли ожидает там увидеть. В клиентской зоне Пепеляев Групп стоят старинные кассовые аппараты. Их уже много лет коллекционирует управляющий партнер компании, рассказывает Екатерина Мармалюк, старший менеджер Пепеляев Групп по маркетингу. А на чердаке дома, который занимает компания, обустроили лофт бар для неформальных переговоров.
На кухне КИАП уже много лет висит школьная доска. Там сотрудники творчески самовыражаются: рисуют мелками поздравления, клеят аппликации, рассказывает Корельский. А еще он гордится экологичностью своего офиса. Больше трех лет компания сортирует отходы и отправляет вторсырье на переработку.
Александр Забейда, управляющий партнер адвокатского бюро Забейда и партнеры, одной из самых необычных вещей в своем офисе считает летний гриль. Сам по себе он не уникален, но в офисе юрфирмы многих удивляет, объясняет адвокат.
На стенах офиса Maxima Legal – фотографии на тему яхтинга. В парусном спорте, как и в юрфирме, требуется серьезная подготовка и слаженная работа всех членов команды, объясняет Али. Морская тематика напоминает и о том, что главный офис компании находится в Питере.
У Адвокатское бюро «ЗКС» есть PlayStation. Когда игровую приставку только привезли, партнеры очень обрадовались и пару дней по вечерам играли, рассказывает Саушкин. Но очень быстро стало понятно, что у адвокатов нет столько свободного времени. Теперь чаще всего приставкой пользуются дети сотрудников.
«Из того, что нечасто встретишь в офисах, у нас большое кафе, душевая комната, спальная капсула, винный шкаф и диско-шар», – рассказывает Шикова.
Интерьер московского офиса Eversheds Sutherland выделяется корпоративными рисунками и фразами, которые связаны по смыслу с брендом компании, говорит Елизавета Майорова, руководитель отдела по развитию бизнеса и маркетинга этой организации.
Зоны отдыха и много зелениВ Eversheds Sutherland считают, что рабочие зоны должны быть четко отделены от нерабочих, говорит Майорова. На рабочем месте юриста ничего не должно отвлекать, а в остальных местах можно болтать, читать книги, проверять соцсети. В компании нет отдельной зоны отдыха, поэтому ее функцию часто выполняет кухня. Именно там обычно общаются юристы.
Но в других юрфирмах зону отдыха сделали отдельно.
В нашем офисе зона отдыха отделена и от клиентской, и от рабочей зоны. Поэтому в ней получается абстрагироваться и переключиться, а после – вернуться к работе с новыми силами.
Максим Али, партнер Maxima Legal
Комнаты отдыха не мешают юристам работать, наоборот, помогают генерировать новые идеи, уверена Надежда Бобина, BD-менеджер Land Law Firm. Компания специализируется на земельном праве и смежных отраслях. Возможно, именно поэтому и комната отдыха у нее такая зеленая.
Много зелени в офисах Пепеляев Групп и INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ). Места для цветов спроектировали и оборудовали еще во время ремонта, говорит Шикова. Озеленение важно для атмосферы, поддерживает Майорова: «Многие офисы отказываются от цветов, но для нас это неотъемлемая часть уюта».
Не меньше повезло юристам Забейда и партнеры. С балкона их офиса можно любоваться московским парком «Красная Пресня».
Корельский не против зон отдыха, но подчеркивает, что все должно быть в меру. Он считает обманчивым ощущение полного комфорта, когда сотрудники могут не уходить из офиса неделями, потому что у них есть кухня, душ, гардероб, фитнес-зона и спальные капсулы. Так принцип «work-life balance» склоняется в сторону работы, а это не совсем верно. В рабочее время лучше эффективно работать, а отдыхать – в свободное время и не в офисе, считает Корельский.
Коронавирус не особенно повлиял на обустройство офиса Адвокатское бюро «ЗКС», говорит Саушкин: «За одни исключением – у нас всегда есть достаточный запас костюмов индивидуальной защиты, так как адвокатам часто приходится использовать их в СИЗО». Maxima Legal в пандемию увеличила количество ноутбуков. Ведь в это время сотрудники часто работают из дома. А еще стационарный компьютер нельзя перенести в переговорную для онлайн-заседания или созвона по Zoom с клиентом.
У нас из-за коронавируса ничего не изменилось, но знаю, что сотрудники многих компаний стали меньше воспринимать open space. Многие снова предпочитают кабинетные планировки или вовсе удаленную работу.
Андрей Корельский, управляющий партнер АБ КИАП