Рейтинговое агентство Chambers & Partners опубликовало ежегодный рейтинг лидеров глобального рынка юридических услуг Chambers Global 2017. В перечне, обнародованном 16 марта, представлены как лучшие юридические компании, так и наиболее успешные юристы в ряде регионов мира. В частности, в рейтинг вошли российские фирмы и специалисты, участвовавшие в проектах с глобальными лидерами рынка.
РФ в этом году в Chambers Global 2017 представили более 10 российских юрфирм и несколько десятков зарубежных компаний, имеющих свои представительства в России. Авторы исследования распределили лидеров юридического рынка по отдельным отраслям: "банковское дело/финансы", "рынок капитала", "корпоративное право/слияния и поглощения", "разрешение споров", "энергетика/природные ресурсы", "интеллектуальная собственность". Также в каждом разделе выделены группы: соответственно, чем выше группа, тем лучше показатели компании или юриста (внутри группы все равны и указаны по алфавиту).
Банковское дело и финансы
Лучшими в этом разделе были названы Clifford Chance, Herbert Smith Freehills и Linklaters, которые вошли в первую группу. Второе место разделили совместно Allen & Overy, Freshfields Bruckhaus Deringer, Morgan, Lewis & Bockius, Norton Rose Fulbright и White & Case. Также в рейтинг лидеров на банковском и финансовом рынке вошла российская юрфирма АЛРУД, которая была помещена авторами исследования в четвертую группу.
Лучшими юристами авторы отчета назвали Викторию Борткевичу из Clifford Chance и Майкла Ботта из Linklaters.
Рынок капиталов
Данный раздел возглавили Clifford Chance, Linklaters, Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom & Affiliates. Во второй группе оказались Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, Debevoise & Plimpton, Freshfields Bruckhaus Deringer, White & Case. Третье место разделили Baker McKenzie, Herbert Smith Freehills, Latham & Watkins и Morgan, Lewis & Bockius.
Лучшими юристами в области работы с рынками капиталов стали Дмитрий Добаткин из Linklaters (1 группа), а также Мурат Акуев (Cleary Gottlieb Steen & Hamilton), Андрю Бург (Linklaters), Алексей Кияшенко и Дмитрий Коваленко (Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom), Михаил Локтионов (Freshfields Bruckhaus Deringer).
Корпоративное право и M&A
Лидерами на рынке слияний и поглощений стали Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, Freshfields Bruckhaus Deringer, Herbert Smith Freehills, Linklaters, Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom, White & Case. Стоит отметить, что во вторую группу вошли российские юрфирмы Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры (ЕПАМ), АЛРУД а также российская практика крупной международной компании Berwin Leighton Paisner (BLP) – Goltsblat BLP.
Победителями среди юристов в сфере корпоративного права стали Дмитрий Афанасьев (ЕПАМ), Андрей Гольцблат (Goltsblat), Дмитрий Никифоров (Debevoise & Plimpton), Игорь Остапец (White & Case), Василий Рудомино (АЛРУД), Доминик Сандерс (Linklaters), Сергей Воитишкин (Baker McKenzie) и Брайан Зимблер (Morgan, Lewis & Bockius).
Разрешение споров
В группу лидеров по разрешениям споров авторы исследования включили четыре юрфирмы: Baker McKenzie, Clifford Chance, а также ЕПАМ и компанию Монастырский, Зюба, Степанов и Партнеры. Из российских фирм в данный раздел также вошли Кульков, Колотилов и Партнеры, Муранов, Черняков и Партнеры, АЛРУД, КИАП, VEGAS Lex, ЮСТ и ФБК Право.
Лучшими юристами в данном разделе по разрешению споров за рубежом стали Илья Никифоров (ЕПАМ) и Юрий Монастырский (Монастырский, Зюба, Степанов и Партнеры). Последний также вошел в список лидеров в области ведения разбирательств в России. Первую позицию с ним разделили Дмитрий Афанасьев (ЕПАМ), Максим Кульков (Кульков, Колотилов и Партнеры) и Дмитрий Ловырев (Монастырский, Зюба, Степанов и Партнеры).
Энергетика и природные ресурсы
Первое место в этой категории разделили Baker Botts, Freshfields Bruckhaus Deringer, Linklaters и Morgan, Lewis & Bockius. Лучшими юристами в этой области стали Дора Дое (Dentons) и Игорь Остапец (White & Case).
Интеллектуальная собственность
В группу лучших в этой категории вошли Baker McKenzie, Dentons, Gowling WLG, Hogan Lovells. Кроме того, в данном разделе в других группах представлены ЕПАМ, Goltsblat, Пепеляев Групп и АЛРУД.
Лидерами среди юристов названы Евгений Ариевич (Baker McKenzie), а также Наталья Гуляева (Hogan Lovells), Виктор Наумов (Dentons), Юлия Табастаева (Gowling WLG) и Денис Воеводин (Dentons).
Помимо рейтингов по отдельным странам, эксперты Chambers & Partners выделили лучшие юрфирмы по всем мировым регионам, включая Африку, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европу, Латинскую Америку, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию. В частности, одной из лучших юрфирм среди европейских была выделена международная CIS Leading Counsel Network (LCN), которая объединяет девять ведущих юридических фирм из стран СНГ: Армении (Ameria), Азербайджана (FINA LLP), Белоруссии (Власова, Михель и Партнеры), Казахстана (Aequitas), Кыргызстана (Kalikova & Associates), Молдавии (Turcan & Turcan), России (Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры), Туркменистана (АСТ) и Украины (RULG-Ukrainian Legal Group).
Мнение экспертов
В целом авторы исследования положительно оценивают динамику развития юридического рынка в России, особенно выделяя достижения в области слияний и поглощений. Этот сектор, отмечается в рейтинге, показывает "впечатляющий рост", несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. "Новые правовые инструменты значительно повысили спрос на российские сделки слияний и поглощений, регулируемые российским законодательством", – говорится в отчете.
Однако эксперты отмечают, что нет "четкой тенденции использования российского законодательства в сделках купли-продажи ценных бумаг". Кроме того, полагают авторы рейтинга, слабой стороной российского законодательства остается отсутствие наработанной судебной практики, что затрудняет прогнозирование потенциальных рисков. Тем не менее, специалисты подчеркивают, что Россия как юрисдикция для проведения сделок становится все более "удобным и действенным вариантом".
Среди наиболее важных законодательных изменений в России эксперты отметили вступление в силу 1 сентября 2016 года поправок в закон, регулирующий российский арбитражный процесс. "Это стало результатом более широкой правовой реформы, которая была начата в 2012 году и направлена на содействие использованию арбитража в России", – говорится в отчете.