Госдума в финальном, третьем чтении приняла закон, который серьезно изменит жизнь адвокатского сообщества. Рассказываем, что это за поправки и что о них думают сами адвокаты. Одни считают, что поправки заберут у института адвокатуры независимость и самоуправляемость, встроив ее в вертикаль госвласти. Другие видят и достоинства, такие как цифровизация системы адвокатской помощи и повышение требований к образованию кандидатов в адвокаты.
Госдума 10 апреля в третьем чтении приняла поправки к закону «Об адвокатуре». Документ разработал Минюст. Законопроект внесли в нижнюю палату парламента еще в феврале прошлого года, а в первом чтении приняли почти год назад, 12 апреля 2023-го. В Минюсте считают, что поправки повысят гарантии реализации конституционных прав людей на получение квалифицированной юридической помощи и оптимизируют взаимодействие органов юстиции, Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов.
Что нового в законопроекте
1. Единый государственный реестр адвокатов
Законопроект предусматривает создание единого государственного информационного ресурса об адвокатах (ЕГРА). Он будет содержать сведения о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен на адвоката. Адвокат получит право на адвокатскую деятельность с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр адвокатов.
Клиенты, которые решат воспользоваться квалифицированной юридической помощью, смогут получить полную информацию о статусе адвоката, его удостоверении, членстве в региональной адвокатской палате. Вести реестр будет Минюст, он же определит состав сведений, которые будут размещаться на портале.
2. Повышение требований к образованию адвокатов
Получить статус адвоката смогут только лица, которые получили высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплома бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка», либо лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.
Новые требования не будут распространяться на лиц, получивших высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности до вступления поправок в силу. Кроме того, норма не будет распространяться на уже работающих у адвокатов стажеров, а срок ее вступления в силу будет отложен до завершения нынешнего учебного года.
3. Комплексная информационная система адвокатуры
В рамках цифровизации института адвокатуры информационная система должна обеспечить комплексную автоматизацию деятельности ФПА, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов. Оператором КИС АР назначена Федеральная палата адвокатов.
4. Лишение статуса уехавших адвокатов
Поправки подготовлены Минюстом в мае 2023 года. Адвокатов, которые уехали из РФ более чем на год или чтобы постоянно жить в другой стране, лишат статуса. Решение об этом примет совет адвокатской палаты, где состоял адвокат.
Исключение составит выезд за пределы России по уважительным причинам. К ним относится лечение или обучение и сопровождение членов семьи, направленных для исполнения трудовых или иных обязанностей за пределы РФ. Перечень не закрытый. Решать, уважительна ли та или иная причина, будут органы адвокатской палаты, которые проводят дисциплинарное производство в отношении уехавших адвокатов.
5. Расширение полномочий Минюста
Министерство получит право утверждать положения о порядке проведения адвокатских экзаменов и вносить в Совет адвокатской палаты представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности или о прекращении адвокатского статуса. АП, в свою очередь, обязана рассмотреть их в течение трех месяцев и возбудить по представлению дисциплинарные производства и согласовывать с министерством порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате. При этом адвокатская палата не может отказать в рассмотрении представлений Минюста.
6. Беспрепятственный доступ в здания судов и прокуратуры
Законопроект конкретизирует перечень судов и прокуратур всех уровней, в которые адвокаты могут проходить беспрепятственно при предъявлении удостоверения. Это:
- здания кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды всех уровней, в том числе Суд по интеллектуальным правам;
- верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения;
- районные и межрайонные, городские суды;
- мировые судебные участки;
- кассационный, апелляционный и нижестоящие военные суды;
- прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.
Законопроект предусматривает, что направление адвокатского запроса не может быть самостоятельным предметом соглашения об оказании юридической помощи.
Адвокату откажут в предоставлении информации, если в запросе содержатся просьба разъяснить правовые нормы или представить позиции по юридическим вопросам либо явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов и должностных лиц. Запрос вернут адвокату в течение десяти дней, если он направлен в ведомство, в компетенцию которого не входит решение поставленных вопросов.
8. Срок действия удостоверения адвоката
Законопроект ограничивает действие адвокатского удостоверения 15 годами, конкретизирует правила его оформления, замены и сдачи. Адвокаты должны будут заменить в течение трех лет удостоверения, выданные до дня вступления в силу закона, срок действия которых превышает пятнадцать лет со дня их выдачи.
9. Процедура лишения статуса
Поправками предлагается определить, что если претендент на приобретение статуса адвоката представил недостоверные сведения, дисциплинарное производство будет передаваться сразу на рассмотрение в совет адвокатской палаты, минуя этап рассмотрения квалификационной комиссией.
Мнения адвокатов
Адвокат, партнер Казаков и партнеры Ирина Воронкова считает, что законопроект не решает проблему декларативности норм, предусматривающих гарантии независимости адвокатов. В частности, не обеспечены правовыми механизмами запрет на вмешательство или препятствование адвокатской деятельности, гарантия защиты адвоката, членов его семьи и их имущества государством.
Законопроект не революционный для адвокатуры, но ощутимы тенденции на расширение контроля Минюста за адвокатской деятельностью, ужесточение требований и ответственности для адвокатов.
Ирина Воронкова
Кроме того, законодатель допустил коллизию в правовом регулировании от момента получения статуса до присяги, обращате внимание Воронкова. Например, юрист, представляющий интересы в суде, ранее получал статус адвоката с момента принесения присяги. Адвокатские полномочия до внесения сведений в ЕГРА и получения удостоверения в любом случае недоступны. Эксперт задается вопросом, должен ли юрист прервать деятельность, идентичную адвокатской, на период между присягой и внесением сведений. Еще Воронкова отмечает расплывчатые формулировки о дополнительных основаниях отказа адвокату в информации по адвокатскому запросу – они расширяют возможности для необоснованных отказов, но не повышают их эффективность, комментирует эксперт.
Запрос на создание единого реестра неоднократно поступал от доверителей, которые начинают сотрудничать с адвокатами и хотят иметь о них как можно больше информации.
Алексей Касаткин, старший партнер адвокат Criminal Defence.
Адвокат, старший партнер Criminal Defense Firm Алексей Касаткин полагает, что введение государственного реестра — разумная мера, которую адвокаты неоднократно обсуждали. Вместе с тем повышение требований к уровню образования адвокатов вызывает вопросы. Необходимость получить образование на бакалавриате и закончить магистратуру предполагает вложение дополнительных средств в обучение, хотя зачастую теоретическая подготовка себя не оправдывает на практике, например в уголовном процессе, объяснят эксперт. Кроме того, не всегда коллеги могут инвестировать в себя, а сам подход может стать формальным и неэффективным, предупреждает Касаткин.
Кто владеет информационной системой адвокатуры, тот владеет правом.
Юлий Тай, управляющий партнер АБ «Бартолиус»
Управляющий партнер Бартолиус Юлий Тай считает, что самое важное — это не то, что попало в законопроект, а то, что из него после плодотворной дискуссии пропало. Например, право прекратить статус адвоката судебным решением в обход отрицательного отзыва Совета адвокатской палаты. Это, по мнению эксперта, нарушало все принципы независимости адвокатуры, без которой сама профессия, по сути, мертва. Тай считает, что тональность законопроекта антиадвокатская, она вводит механизмы, которые направлены если не на лишение адвокатуры независимости, то на поражение ее в правах. «Адвокатуру как бы пытаются встроить в монолитный госмеханизм, построенный по принципу единоначалия и максимальной управляемости, подконтрольности и эффективной работы вертикали власти, выдавливая плюрализм мнений», — указывает Тай. Он считает, что большинство нововведений не соответствуют законодательно установленным и конституционно значимым принципам независимости и самоуправляемости адвокатуры.
Тай уверен, что изменения о комплексной информационной системе адвокатуры должны упростить жизнь и адвокатам, и потенциальным доверителям, но подобно любому эффективному и технологическому механизму систему можно использовать как для хороших целей, так и для плохих. Эксперт раскритиковал нормы о пропуске адвоката по удостоверению: Минюст не принимает удостоверения адвоката как подтверждающий личность документ, хотя он сам их выдает. К минусам проекта Тай отнес и введение срока годности удостоверения, сравнив его со «скоропортящимся товаром».
Разработанный Минюстом проект, вероятно, нацелен на повышение контроля за деятельностью не только отдельных адвокатов, но и адвокатских палат субъектов.
Олег Пермяков, партнер «Рустам Курмаев и партнеры»
Партнер Рустам Курмаев и партнеры Олег Пермяков считает, что пока как-либо оценить перемены сложно. Законопроект касается и разъяснений вопросов чисто технического характера (пропуск адвокатов в суды), и некоторых уточнений, посвященных адвокатским запросам, требованиям к претендентам на получение статуса адвоката и реестру адвокатов. Прежде всего, Пермяков отмечает существенное расширение полномочий Минюста в отношении адвокатуры и явную тенденцию на создание единой системы контроля за действиями адвокатов на федеральном уровне. Ужесточаются квалификационные требования к претендентам, деятельность адвокатских палат субъектов унифицируется в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом, указывает Пермяков, к адвокатам будут одни из самых высоких квалификационных требований.
Если можешь не менять — не меняй. У законодателя как будто нет других проблем, которые требуют решения.
Дмитрий Казаков, управляющий партнер «Казаков и партнеры»
Управляющий партнер Казаков и партнеры Дмитрий Казаков настроен весьма скептично. Эксперт задается вопросом, какие именно несовершенства закона «Об адвокатской деятельности» настолько не позволяют людям реализовывать свои конституционные права, что это потребовало внесения поправок. Например, теперь соискатель адвокатского статуса должен подтвердить, что он не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах, хотя таких требований нет для даже для кандидатов в президенты.
Поправки предлагают наделить государство в лице чиновника правом в реальном времени удостоверять статус адвоката. Казаков предупреждает: дело сведется к тому, что в «нужный момент» система будет сбоить.
Адвокат, партнер Адвокатское бюро ZKS Сергей Дякин думает, что поправки о повышении требований к уровню образования адвоката служат подспорьем для подготовки не просто юристов, а специалистов научного и научно-педагогического профиля. Но тем, кто обучается в магистратуре по специальности «Юриспруденция» и имеет диплом бакалавра по иной специальности, станет намного сложнее получить статус.
Ужесточение требований к людям, которые претендуют на получение адвокатского статуса, — гарант профессионализма будущих адвокатов.
Сергей Дякин, адвокат, партнер ZKS
Адвокат КИАП Любовь Махлай указала на возможные проблемы при толковании нормы о допуске адвокатов в госорганы. По ее мнению, было бы полезнее, если бы закон указывал на право беспрепятственного доступа адвоката в СИЗО и МВД для оказания юридической помощи доверителю. А предлагаемая формулировка создаст еще большие трудности: адвокатов не будут пускать в здания органов, которые в статье не перечислены, считает Махлай. Также эксперт указывает, что поправки в части адвокатского запроса позволят госорганам толковать многие запросы как просьбу о разъяснении правовых норм или представлении позиции и отказывать в ответе. В связи с этим адвокатам следует максимально четко формулировать свои требования, уверена адвокат.
Лишать статуса за выезд из РФ излишне. Это ограничит право адвокатов на свободное передвижение и заставит их объясняться за отсутствие в РФ, искать для этого уважительные причины. Отъезд адвоката за границу не несет никаких рисков для адвокатского сообщества и не влияет на качество оказываемой юридической помощи.
Любовь Махлай, адвокат АБ «КИАП»
К позитивным изменениям адвокат Забейда и партнеры Нухбек Аджиев отнес повышение требований к уровню образования и создание единой федеральной системы, содержащей актуальную информацию об адвокате. При этом эксперт критикует изменения, которые наделяют Минюст дополнительными полномочиями. Например, возможность вносить представления о прекращении статуса адвоката или о применении мер дисциплинарной ответственности. Это изменение может стать новой вехой в истории российской адвокатуры, когда адвокатское сообщество окончательно потеряет независимость и самоуправляемость, считает Аджиев.
Минюст сможет в карательных целях использовать новые полномочия для избавления адвокатского сообщества от «неугодных» юристов.
Нухбек Аджиев, адвокат АБ «Забейда и партнеры»
История поправок
Минюст указывал на необходимость принять законопроект с 2020 года. В 2021 году первый пакет поправок был размещен на портале проектов нормативно-правовых актов. Там уже содержались новые положения об адвокатском запросе, ужесточении требований к образованию кандидатов в адвокаты, создании единого государственного реестра адвокатов, информационной системе адвокатуры, адвокатском удостоверении и новых основаниях для дисциплинарного производства.
Заместитель председателя комиссии по этике и стандартам ФПА Василий Раудин напомнил, что до 2016 года в законе не было упоминаний права доступа адвоката по удостоверению. Когда норма появилась в законе, это была огромная победа адвокатского сообщества, укрепившая статус удостоверения адвоката как документа.
Вице-президент ФПА Геннадий Шаров в 2022 году рассказывал «Адвокатской газете», что новые поправки появились из-за того, что нужно было уточнить технические моменты в деятельности адвокатов, с одной стороны, и удовлетворить потребность в цифровизации института — с другой. По его мнению, основная цель Минюста — усовершенствовать закон «Об адвокатуре».
Федеральная палата адвокатов после обсуждения законопроекта с Минюстом исключила некоторые нововведения. Например, из новеллы исчезли положения о том, что только граждане России могут получить статус адвоката. Также адвокатское сообщество настояло на редактировании нормы об уехавших адвокатах, чтобы лишить полномочий совет адвокатской палаты, если есть заключение квалифкомиссии. Из поправок убрали и положения об электронном удостоверении, но Минюст может включить в свой приказ нормы об электронном носителе.
В Федеральной палате адвокатов пояснили Право.ru, что считают законопроект одним из наиболее проработанных. Инициатором поправок стало Министерство юстиции, но с лета 2021 года ФПА выступила активным членом рабочей группы, которая готовила изменения. По мнению организации, адвокаты могли представить возражения на этапе обсуждения новелл. Вице-президент Олег Баулин подчеркнул, что адвокатура в целом готова выполнять свои функции после внесения изменений в закон «Об адвокатуре». Положения законопроекта после продолжительных обсуждений с Федеральной палатой адвокатов были согласованы.
Законопроект № 301952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Наталья Релина