В уставе поселения прописаны среди прочих чисто мусульманские запреты на распитие алкоголя и разведение свиней на территории, а также особые требования к одежде. Основательница поселка Аминовка утверждает, что община открыта для жителей любых конфессий.
Строительство уже вызвало опасения у областных депутатов и споры в соцсетях. «Джамаат Аминовка», как его называют сами жители, будет с мечетью, «халяльной базой отдыха», запретами на курение, алкоголь и разведение свиней. У поселения есть сайт, устав и слоган — «Объединяем проснувшихся!» А также первые покупатели участков. Что говорят сторонники и противники поселка для мусульман?
140 километров от Москвы по Новой Риге. Шаховской район, деревня Нечёсово. Здесь по плану раскинется большое «экопоселение» под названием Аминовка — по имени дизайнера, основательницы бренда одежды для мусульман IRADA Амины Шабановой. Она выступает идейным вдохновителем проекта. Цель — «создать сообщество зрелых, осознанных людей». Но ни на сайте, ни в уставе не говорится об исламском характере «экопоселения». Есть только намеки: на территории запрещены курение, алкоголь, ненормативная лексика, свиноводство, не пускают лиц нетрадиционной ориентации и обязателен специфический дресс-код. А вот на странице поселения в Instagram даются прямые указания. Жителей называют «джамаатом» — объединением мусульман. В планах — постройка школы, отеля, «халяльной» базы отдыха и большой мечети.
Есть и чертеж будущего поселения. Территория — 83 гектара, около 170 участков разной площади, от 12 до 50 соток. Названия улиц: Счастливая, Дружная, Добрая, Щедрая, Уютная, Справедливая и Надежная. Планируются газ и водопровод, уже подведено электричество. Цены стартуют от 420 тысяч рублей за 12 соток. Пока это все голая земля, строительство начнется осенью, рассказывает журналист Руслан Курбанов, который уже взял себе участок в Аминовке:
«Я узнал о проекте экологического поселения Аминовка где-то месяц назад. На самом деле там еще ничего не построено: никаких зданий, домов, инфраструктуры — просто забиты колышки, это просто пустая земля рядом с деревней, в которой проживают москвичи. Принцип организации поселения полностью открытый. Конечно, туда приезжают много верующих мусульман, но есть русские семьи, которые тоже приобрели. Ни о какой закрытости, ни о какой отдельной жизни там речи нет. У нас вон целые республики есть мусульманские — это же не мешает, никого же это не пугает. Ну, решила группа мусульман верующих поселиться рядом друг с другом — это же не запрещено российским законом».
Руслан Курбанов, журналист
За несколько месяцев в Аминовке скупили половину участков — в основном мусульмане из разных стран. Но есть и первая православная семья, о чем сообщает отдельный пост в Instagram поселения. Выглядит это как ответ на пересуды в соцсетях — пользователи восприняли вести о мусульманском поселке крайне неоднозначно. Одни говорят, что «экопоселение» не нарушает никаких законов — пусть делают на своей территории, что хотят; другие кричат о «точке подготовки бойцов шариата» вблизи столицы и требуют от правоохранителей обратить внимание. Все опасения необоснованны, говорит идейный вдохновитель проекта Аминовки Амина Шабанова:
«Возможно, просто люди не знакомы с опытом других поселений. А для того, чтобы с этим познакомиться, достаточно открыть устав любого православного поселения, в котором в принципе правила прописаны более жесткие, чем у нас. Есть и поселения, например, вегетарианские — там под запретом мясо в любом виде. Есть и поселение Стерлигова, в котором большими буквами при входе пишется, что людям нетрадиционной ориентации вход запрещен. Мы сделали и свое тоже — прописали просто определенные правила: кто хочет, кто готов — присоединяется, кто нет — нет. Как только мы принимаем решение, что мы, например, тот же дом собраний, молельный дом строим, — мы его строим, если православные ребята захотят построить храм — построят храм, значит».
Амина Шабанова, идейный вдохновитель проекта Аминовки
Понять настроение ораторов в соцсетях можно — за последние 20 лет в России было много похожих на первый взгляд проектов, которые закончили плохо. В списке запрещенных экстремистских организаций сейчас около сотни пунктов — есть там и несколько объединений, называвших себя «джамаатами» (аналогичные наименования встречаются и в списке организаций, признанных террористическими). Но есть примеры беспроблемных общин, где люди собирались по признаку религии или общей идеи — крестьянское хозяйство Германа Стерлигова, община Спасская, «Болотов.Дача». Установка правил в поселении не противоречит закону, даже если запрещают разводить свиней и носить короткие шорты, говорит руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» адвокатского бюро КИАП Сергей Попов:
«Нет таких законодательных препятствий для того, чтобы приобретать данные земельные участки, если они будут предлагаться в продажу и вступать в некое объединение граждан для дачных или садоводческих целей, потому что это ничем не запрещено. Продавцы, которые будут реализовывать земельные участки, та ассоциация, которая возникнет, они тоже выбирают своего покупателя. Понятно, что подобный человек, вступающий в данный поселок, наверное, осознанно сделает этот выбор».
Сергей Попов, руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» адвокатского бюро КИАП
Впрочем, мнения по поводу мусульманского «экопоселения» разделились не только в соцсетях. Духовное управление мусульман Московской области идею Аминовки поддержало. А вот вице-спикер Мособлдумы Константин Черемисов назвал ситуацию «тревожным звоночком». «В закрытых анклавах начинаются стычки по национальным признакам, по вероисповеданию. Будет однозначная реакция в виде как минимум проверки. Создание этих анклавов недопустимо у нас в стране», — заключил депутат.