C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Передача акций «Дальневосточного морского пароходства» (ДВМП, головной компании Транспортной группы FESCO) в собственность государственной корпорации «Росатом» вне всяких сомнений изменит расстановку сил на транспортном рынке. Незадолго до поглощения второго по величине контейнерного оператора в России, госкорпорация заметно усилила свое влияние в управлении лидером рынка – группой «Дело»: сохранив за собой 49% в капитале группы, Росатом получил право назначить на ключевые управленческие посты своих топ-менеджеров.
В результате компании, которые теперь входят в периметр активов под контролем Росатома, обеспечивают около половины всех контейнерных перевозок в стране. Так, по подсчетам InfraNews, железнодорожные операторы, входящие в «Дело» и FESCO, осуществляют 46% всех отправок фитинговых платформ и 42% перевозок всех контейнеров по железной дороге. А на рынке морской перевалки контейнеров на терминалы «Дела» и FESCO по итогам 9 месяцев 2023 года пришлось 47,8% всех объемов, тогда как в прошлом году их доля в общем контейнерообороте страны даже превышала 54%.
Таблица 1. Доля Росатома на рынке железнодорожных перевозок контейнеров в РФ за 10 месяцев 2023 года, InfraNews
Таблица 2. Доля Росатома на рынке морской перевалки контейнеров в РФ за 9 месяцев 2022-2023 гг., InfraNews
Между тем, опрошенные InfraNews юристы, специализирующиеся в сфере антимонопольного законодательства, указывают, что называть «монополистом» госкорпорацию рано. «Доминирующее положение компании презюмируется, если у компании доля на рынке превышает 50%. И то, эта презумпция может быть опровергнута в ходе рассмотрения антимонопольного дела, – отмечает старший юрист компании «Пепеляев Групп» Стефания Решетникова. – Во всех остальных случаях доминирующее положение устанавливается антимонопольным органом в рамках специальной процедуры анализа состояния конкуренции, с учетом многих факторов, в том числе, наличия конкурентов, их долей, характеристик рынка в целом».
Адвокат и ведущий юрист адвокатского бюро «КИАП» Любовь Махлай констатирует, что высокая концентрация на рынке контейнерных перевозок была и до получения контроля Росатома над FESCO, но при этом «около 50% рынка занимают иные, небольшие, в том числе частные компании, которые успешно развиваются». Такое стабильное состояние рынка в течение нескольких последних лет позволяет говорить о существовании «коллективного доминирования» у крупнейших перевозчиков, «поэтому они в любом случае должны соблюдать антимонопольное законодательство и не злоупотреблять своим положением на рынке», отмечает она.
Если Росатом все же будет признан доминирующим участником на рынке, то антимонопольные органы действительно смогут наложить ограничения на его работу, прежде всего, в части ценообразования, отмечает партнер и руководитель антимонопольной практики «BGP Litigation» Ирина Акимова. «Стоимость товаров в таком случае не должна превышать обоснованный размер расходов и рентабельности», – отмечает она, оговариваясь, однако, что при определении допустимого уровня рентабельности ФАС ориентируется на конкретный исследуемый рынок, причем каких-либо нормативов рентабельности в антимонопольном законодательстве не предусмотрено.
Сам факт передачи FESCO Росатому президентским указом предполагает, что антимонопольные органы уже проанализировали и одобрили сделку в соответствии с установленными процедурами, и лишь если нарушения будут обнаружены, то ФАС получит основания для признания сделки недействительной, отмечает член Ассоциации юристов России Евгений Пантазий. Ирина Акимова из «BGP Litigation» добавляет, что «дополнительная оценка ФАС в данном случае возможна только в том случае, если со стороны участников рынка поступят жалобы на злоупотребления со стороны госкорпорации».
Между тем, Росатому и подконтрольным ему компаниям юристы однозначно рекомендуют учитывать в своей работе антимонопольное законодательство и запреты, которые в нем установлены, поскольку «при наличии потенциального доминирования повышаются и риски нарушения этих запретов». «Полагаю, что ФАС теперь будет более внимательно согласовывать сделки Росатома и его группы на соответствующих товарных рынках, анализировать их на наличие потенциальных угроз конкуренции», – считает Стефания Решетникова из «Пепеляев Групп», добавляя, что и в целом внимание антимонопольных органов к нарушениям на данном рынке усилится, прежде всего, в сфере ценообразования.
InfraNews