В июле Гражданский кодекс пополнился новым объектом интеллектуальных прав – географическим указанием. К нему не такие жесткие требования, как к наименованию места происхождения товара (НМПТ). В частности, нет такой строгой привязки к месту производства, поэтому больше предпринимателей смогут зарегистрировать и защитить свои «региональные бренды». Правда, между понятиями может начаться путаница. Как ее будут решать на практике, предположили эксперты. Еще они ответили на вопрос, можно ли будет производить адыгейский сыр не в Адыгее.
27 июля вступили в силу изменения в ГК. Появилось новое понятие – географическое указание (ГУ), которое устанавливает связь продукции с её географическим происхождением. Географическое указание можно спутать с другим похожим объектом – наименованием места происхождения товара (НМПТ). Например, «Нарзан» или «Вологодское масло». НМПТ означает, что продукт полностью производится в этой местности. Но в отличие от него, согласно п. 1 ст. 1516, для географического указания достаточно одной стадии производства товара на этой территории.
Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин считает, что «географическое указание – это во многих случаях некое «недоНМПТ», поскольку в отличие от НМПТ здесь не требуется известность, а особые свойства маркированного товара могут лишь в какой-то значительной степени, а не исключительно (как для НМПТ) определяться его географическим происхождением». Отличия определяются по степени известности, зависимости свойств товара от условий местности, существенности стадий производства.
Права будут предоставляться одинаковые, из-за чего производители, скорее всего, будут регистрировать географические наименования, а не НМПТ, потому что это легче, считает эксперт.
Товары с географическим указанием. Где их производят
Чтобы защитить или оспорить географическое указание в суде, надо понять, что такое «существенное влияние» для стадии производства. Для этого можно обратиться к зарубежному опыту. Пример такого регулирования – терруар. Это специализированный термин, который означает конкретный вид почвы, среднегодовую температуру, влажность и другие факторы в определённой местности, где выращивают сельскохозяйственную продукцию или сырье для нее. Такой набор уникален для конкретной территории. Именно он влияет на качество.
Это позволяет отличить, например, пармезан, произведённый в итальянских провинциях Парма и Эмилья-Романья, от других сыров, а шампанское – от игристых вин, сделанных за пределами французской Шампани (например, в Бордо, Бургундии и Эльзасе изготавливают вино под названием Crémant ).
«Пока что, если говорить о географических указаниях, можно приводить лишь отдельные примеры. – говорит Лабзин. – Так, в Европе механизм часов считается швейцарским, если он одновременно собран в Швейцарии, разработан в Швейцарии, окончательный контроль его качества выполнен в Швейцарии, не менее 60% его стоимости добавлено в Швейцарии, на компоненты швейцарского производства приходится не менее 50% общей стоимости часов».
«Можно предположить, что если на территории географического объекта получают сырье с определенными качественными характеристиками или владеют определенным навыком обработки сырья, то такую стадию следует считать существенной. Потому что именно от нее зависит качество финального продукта и его репутация среди потребителей», – рассуждает юрист АБ КИАП Анастасия Сковпень.
Павел Садовский, руководитель практики интеллектуальной собственности АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры, считает, что «в первую очередь будут регистрировать давно известные и устоявшиеся «региональные бренды», которые по тем или иным причинам недотягивают до наименования места происхождения товара». Лабзин добавляет, что это всё – вопрос факта и субъективной оценки, который потребует дополнительных нормативно-правовых актов, разъяснений, подходов, рекомендаций, а также формирования судебной практики. «Но и после этого споры по нему все равно будут», – заключает эксперт.
Защита географического указания – это запрет указывать на этикетке место, которое с товаром никак не связано, чтобы продукт не вызывал у потребителя ассоциацию с «неправильным» местом. В европейском праве это называют «использованием репутации географического указания».
«Географическое указание может представлять собой неочевидные привязки к конкретной местности. – говорит Лабзин. – Например, указание на национальность, на какой-то объект, который находится в определенном месте: «аргановое масло», «текила» (аргановое масло производится из семян дерева аргании, которое произрастает только на части территории Марокко, а текилу делают из ферментированного сока растения голубой агавы, который добывают исключительно на территории пяти мексиканских штатов).
Пример разбирательства на эту тему – дело № C‑44/17, которое в 2017–2018 годах разбирал Суд ЕС. Некий Михаэль Кротц производил виски под названием Glen Buchenbach. В переводе это означает «Долина Бухенбах» – местность в немецкой Швабии, где Кротц и делал свой напиток. Но слово glen обычно используют шотландцы. На это и обратила внимание Ассоциация производителей шотландского виски. Они подали иск против Кротца. В заявлении ассоциация указала, что «термин glen широко используется в Шотландии вместо слова «долина», в том числе как элемент товарного знака в названии шотландского виски. Он вызывает у населения ассоциации с Шотландией и шотландским виски, хотя на этикетке и указано, что выпускаемая продукция немецкого происхождения».
В итоге в прошлом году суд запретил Кротцу использовать элемент glen в своей продукции.
В отличие от Европы название Glen среднему россиянину ни о чем не говорит. Это подтверждает дело в Палате по патентным спорам. Эта же Ассоциация производителей шотландского виски оспорила в апреле 2020 года регистрацию товарного знака Glenmore. Палата удовлетворила требования, потому что сочла знак сходным до степени смешения с Glenmorangie, которым владеет один из членов ассоциации. Аргументы о том, что элемент glen намекает на шотландское происхождение напитка, Палата отвергла, решив, что оба обозначения «лишены смысловой нагрузки». Элемент glen, по мнению судей, не обладает различительной способностью среди россиян и вообще не вызывает у наших сограждан каких-либо ассоциаций.
Сыр принимает немецкое гражданство
Но как быть с продуктами, которые носят название какой-то местности, но производятся везде? Придётся ли производителям адыгейского сыра с циклом производства в Мурманске отказаться от своей затеи? Однозначно отвечать на вопрос пока рано, считает Лабзин. «Заранее ничего сказать здесь невозможно, – говорит юрист. – Многие подобные вопросы решались в судебной практике не один год и в разных судебных процессах».
Иностранные суды уже сталкивались с подобной проблемой. Так, в деле № C-132/05 Европейский суд рассматривал спор Еврокомиссии с ФРГ насчет сыров пармезан, которые производят в Германии. По мнению истцов, продукцию не из итальянского региона нельзя так называть. Они указывали на фонетическое сходство и визуальное слов «пармезан» и «пармиджано» и на внешнее сходство самих сыров. Оба твёрдые, продаются в тёртом виде или предназначены для натирания. Защита немцев сводилась к тому, что законодательство ЕС защищает название товара «именно в той форме, в которой оно было зарегистрировано». Следовательно, слова parmesan («пармезан») и parmigiano reggiano («пармский-реджанский сыр») разные, а использование первого не нарушает права на второе.
Суд пришёл к выводу: «пармиджано», когда оказался в Германии, на протяжении веков эволюционировал в «пармезан». Ни в ФРГ, ни в ряде стран Евросоюза никто уже не связывает этот сыр сугубо с его итальянской родиной. В итоге немцам удалось отстоять «гражданство» своего сыра.
Такие споры, скорее всего, ждут и нас. Лабзин говорит, что для отстаивания права использовать условный «адыгейский сыр» будущим ответчикам придётся доказывать, что в сознании граждан такой продукт уже давно не связан с Адыгеей. Возможно, для этого придётся проводить социологические исследования. «Конечно, высока вероятность, что это название рано или поздно все-таки признают вошедшим во всеобщее употребление и оставят без правовой охраны», – полагает юрист.
Пока адыгейский сыр является НМПТ, а в 2019 году Палата по патентным спорам запретила производителям из других регионов использовать это наименование. Возможно, ситуация с этим или другими наименованиями может измениться после введения термина «географическое указание».
Павел Шульга, адвокат Инфралекс, считает, что специалисты Роспатента могут использовать критерии оценки охраноспособности товарных знаков. Имеются в виду случаи, когда товар определённого вида вошёл во всеобщее употребление. На основании ст. 1483 ГК такие знаки не регистрируются.
При этом для иностранных товаров (шампанского или коньяка) п. 5 ст. 1483 ГК предлагает отдельную защиту, связанную с международными обязательствами России.