Как выяснил “Ъ”, бывший замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, уволившийся в июле, стал первым зампредом Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В ФАС он более 15 лет курировал ТЭК и наиболее известен серией крупнейших в российской истории антимонопольных штрафов в адрес нефтяников в 2008–2009 годах. Также господин Голомолзин курировал тарифную политику в авиаотрасли. Эксперты отмечают большой опыт чиновника, но расходятся в понимании того, как его можно применить в МАК, давно конфликтующем с властями РФ.
Анатолий Голомолзин стал первым зампредом МАК, рассказали источники “Ъ” и подтвердили в комитете. Там отмечают, что господин Голомолзин — «авторитетный и опытный профессионал в широком круге вопросов». С ним заключен трудовой договор в соответствии с законодательством РФ, продолжают в МАК, но не комментируют полномочия. Сам Анатолий Голомолзин не стал обсуждать с “Ъ” свое назначение.
Господин Голомолзин ушел в отставку с должности замглавы ФАС в июле 2020 года, проработав 16 лет. В службе говорили об увольнении по собственному желанию в связи с переходом на другую работу. Ключевым направлением экс-чиновника в ФАС была сфера ТЭКа, однако он также занимался вопросами тарифов естественных монополий. Наибольшую известность получили проводимые под его руководством расследования в отношении нефтяных компаний в 2008–2009 годах за завышение цен на топливо, когда в целом на четыре крупнейших компании наложили около 15 млрд руб. штрафов. Эти расследования привели в том числе к созданию организованных торгов нефтепродуктами.
"Пассажир должен выиграть. Когда он получает невозвратный билет, он теряет качество услуги. Он должен получить за это соразмерное снижение цены."
Анатолий Голомолзин, на тот момент замглавы ФАС, 22 июля 2013 года
С 2006 года Анатолий Голомолзин возглавлял штаб по проведению совместных антимонопольных расследований на рынках СНГ при Межгосударственном совете по антимонопольной политике, где в том числе работал с МАК по развитию рынка авиаперевозок.
МАК с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина. В 2015 году комитет потерял полномочия по сертификации авиатехники в России на фоне банкротства авиакомпании «Трансаэро» (ее контролировала семья госпожи Анодиной). Эти функции передали Росавиации. Предполагалось, что теперь российские авиавласти создадут новый сертифицирующий орган, работа которого будет признана зарубежными авиавластями. Однако процесс идет очень сложно. Основной проблемой остается отсутствие у Росавиации, в отличие от МАК, пула соглашений о признании на международном уровне сертификационных процедур, проводимых «Авиационным регистром РФ». Чтобы экспортировать авиатехнику, российским производителям нужно по-прежнему проходить сертификацию в МАК.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что полномочия МАК в области расследования происшествий правительство РФ тоже собиралось передать — в ведение Международного бюро по расследованию авиационных происшествий. Последнее так до сих пор и не было реализовано. Говорить о том, что МАК утратил позиции, некорректно, полагает эксперт, поскольку авиапром РФ все еще взаимодействует с ним.
Борис Рыбак из Infomost уточняет, что господину Голомолзину «были не чужды проблемы авиации», он активно принимал участие в рабочих группах и отраслевых мероприятиях, но господин Рыбак затрудняется сказать, каким образом он сможет способствовать МАК, который сильно пострадал из-за передачи полномочий по сертификации в Росавиацию. Олег Пантелеев, впрочем, напоминает, что заявления чиновника о деятельности и тарифной политике на авиатранспорте во время работы в ФАС были несовместимы с интересами эксплуатантов.
Партнер адвокатского бюро КИАП Илья Ищук считает, что чиновник с таким многогранным опытом работы будет полезен на любой государственной должности: прежде всего его опыт мог бы пригодиться в таких сферах деятельности МАК, как межгосударственная координация развития авиации и гармонизация развития систем организации воздушного движения.