«Заседание в АС Чукотского автономного округа» в ежедневнике московского юриста выглядит устрашающе. А если там еще и намечается отложение, то и вовсе – удручающе. Девять часов туда, девять – обратно, а какие затраты при этом ждут клиента. Но всего этого можно избежать, если найти юриста на месте. Как это сделать? Лучше всего – с помощью знакомых, говорят эксперты. Но если не выйдет – на помощь придут группы в соцетях и поиск по судебным актам. «Дорожная карта» – в нашем материале.
В начале ноября советник Saveliev, Batanov & Partners Юлия Михальчук столкнулась с интересной задачей. Ей нужно было найти юриста в незнакомом для нее регионе. Она решила воспользоваться помощью коллег и попросила их поделиться своим опытом.
Вообще, живя в России, не столкнуться с проблемой поиска юристов в отдаленных регионах просто невозможно, говорит Роман Фридлендер из Capital Legal Services. «И это зачастую связано даже не с тем, что ты не хочешь тратить несколько суток на участие в заседании, которое точно будет отложено, а с экономией бюджета клиента, которому такие командировки обходятся в крупную сумму», – замечает юрист.
Чаще всего к помощи коллег из регионов юристы прибегают для решения каких-то технических вопросов. Например, для ознакомления с материалами дела, получения на руки оригиналов документов из суда, осмотра доказательств с нотариусом и других подобных действий, говорит управляющий партнер юрфирмы Кульков, Колотилов и партнеры Максим Кульков. Но иногда, по словам Кулькова, они передают региональным юристам и более серьезные задачи – вплоть до участия в слушаниях, поскольку местные специалисты могут лучше разбираться в специфике того или иного судьи.
Как и где искать
Вариантов поиска местных юристов довольно много. В комментариях к посту Михальчук ее друзья и подписчики советуют воспользоваться тематическими группа в социальных сетях, региональным рейтингом «Право.ru-300», «КонсультантомПлюс» и даже обратиться к организаторам ближайшего юридического форума.
Мы попросили экспертов «Право.ru» поделиться своим опытом. В результате у нас получилась настоящая «дорожная карта».Начинать поиск следует с разговора с самим клиентом. Вполне вероятно, что у него на месте есть проверенные специалисты, говорит Фридлендер. Если таких специалистов все же нет, то следующий этап – опрос знакомых коллег. Довольно эффективный вариант, учитывая, что многие московские юристы родом не из Москвы, замечает Фридлендер. Также не исключено, что коллеги когда-то сами судились в этом регионе и видели сильных оппонентов.
Артур Зурабян, партнер ART DE LEX, рассказывает, как однажды их фирма вела крупный спор в Западной Сибири. «На стороне оппонентов выступал очень толковый арбитражный управляющий, который креативил интересные позиции и неординарные решения, заставляя нас работать на пределе. Мы по итогу выиграли, но профессионализм его оценили», – вспоминает юрист. Потом этот управляющий стал адвокатом и вот уже почти 10 лет ART DE LEX сотрудничает с ним по региональным проектам.
Кстати, бывшие оппоненты могут также стать хорошими советчиками. В этом, например, убедился Владислава Варшавский, управляющего партнера ЮК Варшавский и партнеры. Их компания тоже как-то раз судилась в одном из сибирских регионов. Представитель противоположной стороны хорошо показал себя в процессе. Поэтому, когда в следующий раз юристам понадобился специалист в том же регионе, они обратились к этому представителю за советом (сам он взять дело не мог). Опыт оказался положительным – юрист, которого порекомендовал бывший оппонент, очень качественно провел дело, вспоминает Варшавский.
Вообще «сарафанное радио» выручает где-то в половине случаев, делится своими наблюдениями партнер адвокатского бюро Адвокатское бюро «НБ» Елена Менде. «Можно быстро выйти на контакт, поговорить в зуме, послушать оценку ситуации, и, чаще всего, все складывается удачно», – говорит юрист. Никаких специальных тестов Менде в таком случае не использует, полагаясь на ощущения от общения – насколько грамотно и структурно человек пишет, насколько внятно и адекватно говорит.
Если поиск через знакомых все же не увенчался успехом, можно спросить в общих чатах, которые остаются после юридических форумов и в профессиональных группах в соцсетях (например, в Facebook – группы «Юристы» и «Коллеги»), советует управляющий партнер КИАП Андрей Корельский.
Фирмам из «short list» мы направляем техническое задание. Они в ответ присылают коммерческое предложение. После этого мы наконец делаем финальный выбор по критерию «цена-качество-опыт-репутация».
Андрей Корельский, управляющий партнер КИАП
«Как правило, сначала даём коллегами какое-то небольшое поручение. Если они его качественно выполнили – повышаем сложность и стоимость совместных проектов», – добавляет юрист. Но самое главное после успешного поиска не забыть внимательно отнестись к оформлению документов, напоминает партнер Арбитраж.ру Владимир Ефремов. Если юрист нужен, к примеру, для ознакомления с материалами, то в договоре должны быть четко определены сроки, штрафы и качество передаваемых документов, а в доверенности – прописан ограниченный объем прав (только ознакомление). К слову, после выполнения поручения доверенности нужно попросить вернуть, добавляет Ефремов. Если же юристы нужны для какой-то технической работы – распечатать, сшить, пронумеровать пакет документов и отнести в нужный орган, – то нет смысла переплачивать и лучше выбрать юрфирмы не из лидирующих групп, советует Александр Беляев из юркомпании Лемчик, Крупский и Партнеры. При этом само по себе нахождение в рейтинге, по его словам, будет неким гарантом того, что компания выполнит задачу качественно.
Помимо рейтингов можно обратиться к базам данных с судебными актами и посмотреть, кто представляет крупные компании, говорит Менде. Два раза она именно так находила юриста в нужном ей регионе. Но нужно приготовиться, что искать, скорее всего, придется долго, предупреждает Менде.
Когда «long list» готов можно переходить к проверке. Оценить профессиональные навыки опять же могут помочь судебные акты, которые покажут, насколько эффективно юрист отстаивает интересы своих клиентов, говорит Варшавский. Впрочем, одной профильный экспертизы и релевантного опыта недостаточно – важны также уровень, качество и оперативность коммуникации, обращает внимание Корельский. По его словам, на основе этих трех параметров они формирует «short list» [с англ. - «короткий список»], в который обычно входят три-четыре наиболее понравившиеся компании.
Если и это не сработает, тогда есть смысл переходить к самостоятельному анализу рынка интересуемого региона. Сначала стоит составить «long list» [с англ. - «длинный список»] на основе публичных источников, в первую очередь, – рейтингов («Право.ru-300», «Коммерсант»).
В них я обычно обращаю внимание на «восходящих звезд» или «партнеров нового поколения». Они, как правило, нацелены на привлечение новых клиентов и предлагают лучший сервис по более низкой цене.
Елена Менде, партнер адвокатского бюро «НБ»
Миссия выполнена
Михальчук в итоге нашла юриста с помощью знакомых. «Для меня было важно, чтобы человек специализировался именно на нужных мне юруслугах и чтобы его порекомендовали, как минимум, три разных человека», – делится своими критериями Михальчук.
Как только набралось несколько таких кандидатов, она перешла к оценке их компетенции. Проверка началась с беседы и закончилось анализом судебных актов, в которых претенденты одержали победу по нужному Михальчук направлению.
Вообще, по ее словам, оказалось достаточно сложно быстро найти юриста-профессионала, который не раскручен в СМИ и просит адекватные гонорары без коэффициентов за известность. Именно поэтому лучше всего не экстренно искать специалиста, а постоянно мониторить рынок, знакомиться и поддерживать связи с нужными юристами, сохраняя их контакты в свою личную базу, резюмирует Михальчук.
Кира Климачева