За рубежом к неуважению к суду относятся жестко - участника процесса могут посадить в тюрьму за неуважение к суду, которое выразилось, например, в неисполнении распоряжения судьи. Такое отношение связано с восприятием обществом судебной системы и роли юриста в правосудии.
Суды в США не декларативно, а фактически - полноценная ветвь власти. Судьи - это звезды, а мантия судьи - венец карьеры юриста. "Запомнился пример американского профессора, - рассказывает Степан Султанов, юрист АБ КИАП, LL.M. - Можно позвонить в ресторан с бронью за полгода и сказать, что Judge N сегодня вечером планирует поужинать в вашем ресторане. И место всегда найдут, потому что Judge N - это даже круче, чем певец Z". Юрист же, в свою очередь, воспринимается, как офицер правовой системы, который имеет специальную ответственность за качество правосудия. А за несоблюдение специальных этических правил юрист может быть дисквалифицирован. Общество с уважением относится к судам и юристам, юристы - к своей профессии, коллегам и суду, а суд понимает свой статус и не терпит пренебрежения к системе, говорит Султанов.
Иногда суровое наказание могут заменить на формальное. Так, гражданина США Дэвин Элдридж приговорили к тюремному сроку за неуважение к суду. Он проигнорировал запрет на запись в зале заседаний. Его предупредили о запрете несколько раз и письменно, и на словах - охранник на входе в здание, сотрудник в зале суда, где велась запись, и сам судья. Но Элдридж, активный пользователь Facebook, не стал их слушать. После он размещал в соцсетях материалы процесса, в том числе заключительные доводы прокурора. Для него всё закончилось санкциями. Его признали виновным и приговорили к 30 дням тюрьмы - которые, впрочем, ему не грозят при соблюдении ряда условий. Одним из них стало написание эссе объёмом от 2000 до 3000 слов на тему "Уважение судебной системы имеет важнейшее значение для справедливого отправления правосудия". Элдриджа обязали передать сочинение судье для утверждения, прежде чем публиковать его во всех своих соцсетях или на страницах интернета. В течение года распространять негатив в адрес судов ему нельзя. Ему также запрещено присутствовать на судебных заседаниях без предварительного разрешения.
В одном из особых мнений по делу обязанность удалить негативные комментарии сочли нарушением конституционных свобод. "Это принуждение замолчать и не высказывать точку зрения... вызывает серьезную озабоченность в связи с Первой поправкой", - сказал несогласный судья Кристофер Брук. Но суд не нашел злоупотребления в том, что обвиняемого ограничили в походах в суд при том, что он преднамеренно нарушал правила поведения в заседании. Такие меры необходимы, чтобы суд мог работать в нормальном режиме, объяснили там.
Но в целом послабления в делах о неуважении к суду нельзя назвать правилом. Пример - дело бывшего сенатора от Тувы и основателя "Межпромбанка" Сергея Пугачева.
Неуважение к суду: дело Пугачёва
В декабре 2015 года Высокий суд справедливости Англии и Уэльса выдал ордер на немедленный арест Сергея Пугачева. 17 ноября 2015 года судья потребовал, чтобы он предоставил суду обязательство присутствовать на слушании, на котором будет рассматриваться вопрос о признании его виновным в неуважении к суду. Ходатайство передало в суд АСВ в связи с 17 случаями выражения Пугачевым неуважения к суду. Несмотря на предупреждение судьи, Пугачев не выполнил требование в срок, установленный судом - 16:30 30 ноября 2015 года. В результате суд выдал ордер на арест Пугачева. Его признали виновным и приговорили к двум годам тюрьмы.
Что значит не уважать
"Неуважение к суду" - понятие очень растяжимое, сходятся юристы. Это могут быть и действия, свидетельствующие о явном пренебрежении к установленным в суде правилам поведения, говорит Екатерина Баглаева, Юков и Партнеры. Например, использование в тексте поданного в суд процессуального документа неприличных выражений; или же неоднократное заявление одного и того же ходатайства, в отношении которого уже вынесено и оглашено определение суда. А возможно - оскорбление участников судебного разбирательства. Все эти формы являются "умышленными" и отражены в законодательстве с закреплением соответствующих санкций. Но подобные вопросы очень субъективны - и конструктивную критику или добрую шутку можно воспринимать как "неуважение". "Поэтому к установлению каких-либо санкций, в том числе за публикации в Интернете, нужно относиться очень осторожно", - уверена Баглаева.
"Мы должны заниматься не тем, как наказать виновных за "неуважение к суду", а направить свои силы на создание таких условий, при которых будут отсутствовать какие-либо основания для такого поведения, в том числе на повышение доверия к судебной системе и уровня правового сознания и культуры граждан".
Екатерина Баглаева, "Юков и партнеры"
Никакие дополнительные санкции за неуважение к суду или судебной системе этой системе не помогут, пока не повысится правовая культура в нашей стране, убежден и Степан Султанов.
На текущий момент у суда есть возможность оштрафовать за неуважение к суду, а в уголовном кодексе даже предусмотрена ответственность за это - ст. 297 УК.
Одно из недавних дел по ст. 297 УК - дело в отношении жителя Волгограда Владимира Суханова*. Тракторозаводский райсуд Волгограда оштрафовал его на 300000 руб. за то, что во время оглашения приговора - Суханова судили за мошенничество - он оскорблял судью и грозил с ним расправиться. Как указано в сообщении на сайте суда, помимо угроз Суханов, "обращаясь непосредственно к судье, осознавая оскорбительный характер своих высказываний, высказал публично в неприличной форме в адрес последнего грубые нецензурные выражения оскорбительного характера, чем проявил неуважение к суду". Ему вменяли два эпизода -по ч. 1 ст. 296 УК (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования) и ч. 2 ст. 297 УК (неуважение к суду).
К наказанию могут привлечь как за за нецензурную брань или драку в зале заседаний, так и за за нелестный пост в интернете. Но далеко не каждая конфликтная ситуация в суде становится уголовным делом - проще привлечь виноватых к административной ответственности.
В целом, суды неохотно используют существующий инструментарий: наказание ждёт за наиболее яркие конфликты. Хотя нельзя сказать, что норма совсем мертвая и не применяется, говорит Андрей Гривцов, партнер АБ Адвокатское бюро «ЗКС».
Неуважение к суду как состав преступления, предусмотренный ст. 297 УК, следует отграничивать от иных проявлений подобного отношения, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права. Например, к этой статье привлекут человека, нарушающего правила поведения в суде, который не послушал судью или пристава - если те попросили его прекратить. Но за такое предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность - она указана в ст. 17.3 КоАП. Например, по этой статье жительницу Саратова оштрафовали на 500 руб. за то, что она курила у здания суда и не отреагировала на замечание пристава. В такую же сумму обошелся жителю Забайкальского края отказ выложить из сумки канцелярский нож при входе в здание суда.
За неуважение к суду в арбитражном процессе тоже можно отделаться обычным штрафом по ст. 119 АПК. Правда, штрафуют только тогда, когда совершенные действия не тянут на уголовную ответственность. Арбитражный суд может оштрафовать участников процесса и других присутствующих в зале суда. Чаще всего неуважение к арбитражному суду выражается в необоснованном отводе, предоставлении недостоверных сведений или неявке в суд без уважительной причины.
Состав по ст. 297 УК не самый популярный. Он как будто бы специально сужен законодателем только до одного действия – оскорбления, замечает Тимур Хутов, партнер АБ Коблев и партнеры. Другие действия, направленные на препятствование правосудию, такие как непредоставление ответов на запросы суда, под него не попадают.
"Похоже, что судья в нынешних российских реалиях просто не хочет связываться с этим составом, поскольку ему и без этого есть чем заниматься", - замечает Хутов.
Кроме того, подобных случаев в действительности не так уж и много, поэтому и приговоров по ним мало.
"В большинстве случаев привлекаются к ответственности люди, эмоционально или психически неустойчивые, во многом доведенные до оскорблений либо равнодушием чиновников, с которым ранее многократно сталкивались, либо некоей тяжелой жизненной ситуацией", - говорит Гривцов. Заканчиваются такие дела относительно мягко: в подавляющем большинстве случаев обвиняемых штрафуют.
Проблем с доказательствами не возникает: надо просто зафиксировать факт оскорбления, что просто при действующей системе обязательной аудиозаписи. По возбужденному делу, как правило, проводится лингвистическая экспертиза, которая и устанавливает, что высказанные фразы были оскорбительными для судьи или другого участника разбирательства.
Ужесточения ни к чему
В целом же юристы сходятся во мнении, что новые санкции не нужны - как за оскорбление судей по ст. 297 УК, так и по ст. 319 УК за оскорбление представителей власти можно было бы ограничиться административной ответственностью, уверены большинство опрошенных.
Чиновники, в том числе судьи, слишком обидчивы и склонны за всякое недовольство их деятельностью, проявляемое в излишне экспрессивной манере, карать в уголовном порядке. Не всегда это недовольство неоправданно, замечает Андрей Гривцов: "Вместо того, чтобы карать, надо изменить отношение к согражданам, проблемы которых ты должен с учетом возложенной власти разрешать."
"Наказание за неуважение к суду должно быть стимулом для того, чтобы участники процесса воздерживались от противоправных и некорректных действий, направленных на противодействие суду. Но для этого в первую очередь необходимо обязать самих судей соблюдать этику процесса".
Тимур Хутов, партнёр АБ "Коблев и партнеры"
Меры не работают ни с какой стороны, пока правовая культура остается низкой, констатируют все опрошенные Право.ру юристы.