2 ноября Минэкономразвития опубликовало для общественного обсуждения поправки в Законы об АО, ООО и рынке ценных бумаг. Изменения затронут правила о корпоративных договорах. Сейчас эти соглашения исполняются плохо, считает министерство и хочет это изменить.
Неустойка посерьезнее
Обычно в акционерных соглашениях на случай нарушения есть условие о неустойке. В суде ее можно снизить по ст. 333 ГК. Нужно только доказать, что такая неустойка станет необоснованной выгодой для кредитора. Это слишком мягкий подход, который подрывает уверенность в акционерном соглашении, считает Минэкономразвития. С его точки зрения, акционер-нарушитель должен подтвердить еще два обстоятельства:
- при согласовании размера штрафа другая сторона действовала недобросовестно;
- взыскание такой большой неустойки «поставит такую сторону в более выгодное положение по сравнению
с тем, в котором сторона оказалась бы в случае осуществления другой стороной прав в соответствии с условиями акционерного соглашения».
Предложенные критерии, скорее всего, не получится доказать на практике. То есть на того, кто захочет снизить неустойку, возлагается непосильное бремя доказывания.
Татьяна Бойко, старший юрист практики слияний и поглощений и корпоративного права Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры. А Вершинин считает, что более суровое регулирование для снижения неустойки поможет обеспечить исполнение обязательств. К примеру, сложно доказать убытки от нарушения обязанности голосовать определенным образом. Когда неустойку снизить непросто, это мотивирует акционера соблюдать договоренности.
Безотзывная доверенность
В акционерном соглашении часто согласовывают порядок действий на общих собраниях. Акционеры могут договориться голосовать определенным образом, не голосовать вообще или заранее согласовывать выбор. Согласно проекту, акционерное соглашение может предусматривать обязанность стороны выдавать безотзывную доверенность тому, кому акционеры доверили определять порядок голосования. Предполагается, что такое лицо будет голосовать в соответствии с договором. Акционеры же смогут посетить собрание без права голоса и убедиться, что все прошло по плану. Если поверенный проголосует иначе, через суд его можно будет признать проголосовавшим в соответствии с условиями.
Безотзывная доверенность уже урегулирована в ст. 188.1 ГК, напоминает Ольга Сницерова, руководитель корпоративной практики Crowe CRS Legal. Выдавать такую доверенность можно, только если обязательство доверителя связано с предпринимательской деятельностью. Нотариусы толкуют ст. 188.1 узко и удостоверяют безотзывные доверенности только от коммерческих организаций и ИП, рассказывает Сницерова.
КС также исходит из того, что деятельность акционеров и участников ООО не является предпринимательской. С его точки зрения, это иная не запрещенная законом экономическая деятельность. В законопроекте Минэкономразвития прямо не сказано, что безотзывную доверенность смогут выдавать физлица. Поэтому остается риск, что нотариусы откажутся удостоверять такие доверенности.
Ольга Сницерова, руководитель корпоративной практики Crowe CRS Legal.
Еще одно популярное условие акционерного соглашения — указать, когда его участники могут или должны покупать и продавать акции. Такая договоренность будет лучше исполняться, если согласовать опцион, уверено Минэкономразвития: акционер предоставит остальным безотзывную оферту на покупку чужих или продажу своих бумаг в соответствии с условиями акционерного соглашения. Если оферент откажется, акцептант сможет обратиться в суд.
Минэкономразвития предлагает зафиксировать в законе tag along и drag along, которые активно применяются на практике, замечает Игорь Вершинин из Арбитраж.ру. Tag along — это право одного акционера, обычно миноритарного, присоединиться к сделке другого. В результате контрагент второго должен купить акции обоих на одинаковых условиях. Drag along позволяет мажоритарию требовать от миноритария продать акции одновременно с ним. Это важно для нового инвестора, если он хочет получить максимум контроля над компанией. Два этих механизма — не отдельные обязательства, а усложненная разновидность опциона на заключение договора, который предусматривает уступку прав по опциону третьему лицу — покупателю акций, объясняет Роман Суслов, старший юрист практики корпоративного права КИАП. Иногда суды отказываются признавать механизмы, прямо не закрепленные в законе. Возможно, поправки об опционах направлены на то, чтобы побороть эту тенденцию. Игорь Вершинин, юрист Арбитраж.ру
Регулирование в ООО и изменения на рынке ценных бумаг
В Законе об ООО министерство предлагает указать, что по общему правилу к договору участников применяются правила об акционерном соглашении. Не ясно, как все элементы tag-along и drag-along будут технически реализовываться в ООО, замечает Суслов. Ведь все сделки с долями удостоверяет нотариус.
Закон о рынке ценных бумаг хотят скорректировать, чтобы акционеры смогли в упрощенном порядке акцептовать опцион. Если согласовать это в договоре, то регистратор и депозитарий будут переписывать акции на нового владельца без поручения от старого. Правда, потребуется подтвердить наступление условия для реализации опциона. Делать это будет человек или компания, указанные в акционерном договоре в такой роли.
Фактически регистратор и депозитарий выступают как эскроу-агенты, говорит Бойко. Сейчас такое возможно только в опционах на доли. Но в них акцепт удостоверяет нотариус, отмечает юрист. Не так давно регистраторы на практике начали выполнять функции эскроу-агента, добавляет Сницерова. Закрепление такого права в законе позволит оказывать эту услугу без опасений, считает она. Деятельность регистраторов лицензируется, не все из них готовы рисковать.
Внесудебная передача акций потребует повышенной добросовестности от регистраторов и лиц, подтверждающих наступление определенных опционом фактов. Из-за этого риск корпоративного конфликта остается.
Роман Суслов, старший юрист практики корпоративного права КИАП
Екатерина Коробка