Далеко не всем предприятиям удается справиться с нынешними вызовами. По сравнению с крупными игроками, возможностей в использовании набора комбинаций для стратегии выживания у среднего, малого и мелкого бизнеса ощутимо меньше, они более уязвимы. Их устойчивость в период дисгармонии в экономике заметно слабее. Возникшие в 2024 году финансовые трудности, с которыми столкнулись предприниматели, а также отмена моратория на возбуждение дел о неспособность компаний платить по обязательствам, спровоцировали волну банкротств. Выживет ли бизнес средней руки под натиском кризиса?
Отчаянные маневры
Российский бизнес изо всех сил пытается адаптироваться и выжить в новых реалиях, в которых он оказался в связи с часто меняющейся внешней и внутренней экономической конъюнктурой. Приходится часто сокращать издержки, перекраивать логистику, искать новые каналы для привлечения капитала и развивать внутренние резервы. Это требует невероятных усилий и решимости, ведь главное сейчас – сохранить, а еще лучше укрепить рыночные позиции.
Госстратегия – укрепления бизнеса
Правительство уже приняло меры для снижения рисков банкротства. Среди них – субсидирование процентных ставок для малого бизнеса, поддержка экспорта через льготное финансирование и грантовые программы. Есть механизм реструктуризации долгов с участием банков и госфондов, что позволяет компаниям избегать крайних мер.
Власти на этом останавливаться не намерены, понимая, в какой сложной ситуации оказался российский бизнес, в особенности из-за западного санкционного давления. В перспективе разработка дополнительных мер, способствующих локализации производства и снижению зависимости от импорта. Это позволит предприятиям крепче стоять на ногах, отражая внешние негативные факторы.
При этом и самим компаниям стоит проявлять инициативу для создания более комфортного существования бизнеса в стране. И, что не менее важно – быть более аккуратными в своих действиях, чтобы минимизировать риски. В частности, когда дело уже идет к банкротству, нередко выясняется, что некоторые правовые аспекты процесса игнорируются. Например, многие предприниматели продолжают пребывать в убеждении, что перед банкротством можно спрятать все оставшееся имущество благодаря сомнительным схемам, отмечает руководитель проектов практики "Банкротство" адвокатского бюро КИАП Даниил Жердев.
"Удивительно, но в делах о банкротстве все еще встречаются сделки, по которым условный автомобиль был продан родственнику учредителя компании, оказавшейся в кризисе. Всем, кто осознает неизбежность банкротства, важно принять основную истину: спрятать имущество не получится, в деле о банкротстве подобные сделки будут признаны недействительными. Минимизировать риски поможет честность и добросовестность по отношению к бизнесу, кредиторам, суду и арбитражному управляющему. Иначе – здравствуй принудительный возврат имущества и привлечение руководителей и учредителей к субсидиарной ответственности. Часто можно слышать, что через банкротство можно "списать все долги". Но списать долг из субсидиарной ответственности невозможно", – указывает адвокат.
Банкротство с достоинством
Проявлять порядочность Жердев рекомендует и во время переговоров с кредиторами. Они неспроста с большим недоверием относятся к предложениям должников, подозревая, что их единственная цель – затянуть процедуру и минимизировать шансы кредиторов на получение денег.
"Если вести прямой и открытый диалог, предлагая реальные, эффективные способы погашения задолженности (например, ежемесячно, равными частями в разумный общий срок) и, при этом показывая, что для кредиторов единственный реальный шанс получить деньги – это договориться, то вероятность успешности дела будет значительно выше", – подчеркнул эксперт.
Подробнее читайте в материале на сайте 1Прайм.