Право.ru провело исследование, чтобы узнать, как изменились международные арбитражные разбирательства с участием российских сторон за последние несколько лет и какие отечественные юрфирмы ведут проекты в этой сфере. Статистика показывает, что санкции привели к всплеску числа споров, а бизнесу пришлось искать нейтральные центры и бороться с предвзятостью арбитров. В то же время выросли ожидания от российских юристов: теперь им нужно участвовать на всех этапах арбитража и обеспечивать исполнение итоговых решений. В каких условиях сегодня работает международный арбитраж и почему сейчас его «золотой век» — читайте в материале Право.ru. Степан Султанов, партнер и руководитель практики Международного коммерческого арбитража АБ КИАП, выступил одним из экспертов обзора.
Тренд № 1 — Новая география споров
Исследование Право.ru показало, что за последние годы российские стороны часто выбирали Гонконгский и Сингапурский международные арбитражные центры (HKIAC и SIAC).
Одновременно развиваются российские арбитражные центры. Например, в Арбитражном центре при РСПП количество международных споров выросло больше чем в 1,5 раза: в 2022 году их было 10, а в 2024-м — уже 16. Стало больше иностранных юрисдикций и в Российском арбитражном центре: в 2022 году их было девять, а в 2024 — 11. В свою очередь, МКАС при ТПП РФ, согласно данным исследования Право.ru, занял второе место по количеству споров с участием российских сторон и уступил только Лондонскому суду международного арбитража (LCIA).
Одновременно активно продолжаются разбирательства в западных центрах. Исследование Право.ru показало, что именно там прошло большинство споров с 2022 по 2024 год. Это объясняется инерцией старых контрактов, в которых арбитражные оговорки были ориентированы на традиционные институты и европейские юрисдикции.
Cамые популярные среди россиян арбитражные центры:
LCIA, МКАС при ТПП, ICC, SCC, SIAC, HKIAC, DIAC, LMAA, ICSID, Арбитражный центр при РСПП.
Тренд № 2 — Значительно больше дел
В 2022 году после введения санкций и других ограничений разорвались торговые и производственные цепочки, изменились условия ведения бизнеса, и многим компаниям пришлось расторгать действующие контракты и прекращать совместную работу. Это привело к всплеску числа арбитражных разбирательств.
Согласно исследованию Право.ru, ежегодно идет 180 арбитражных споров с российским элементом, из которых 100 разбирательств — новые. И по словам юристов, прирост сохраняется.

Тренд № 3 — Большое влияние санкционного элемента
С 2022 года изменилась и структура споров: практически в каждом случае присутствует санкционный элемент, который становится причиной расторжения контрактов или задержек в исполнении обязательств.
На практике сложилось несколько подходов к трактованию санкционного элемента:
-
существенное изменение обстоятельств;
-
форс-мажор;
-
публичный порядок.
Тренд № 4 — Качественные изменения рынка юридических услуг
Исторически крупный российский бизнес предпочитал передавать сложные арбитражи в именитые иностранные юридические фирмы. Однако после санкций и отказа иностранных консультантов работать на российских клиентов ситуация существенно поменялась. Сформировалась плеяда арбитражных юристов, которые пользуются высоким спросом. Среди российских юридических фирм существенно вырос уровень компетенций в сфере международного арбитража.
Тренд № 5 — Политизированность споров
Санкции влияют не только на исполнение контракта, но и на арбитражное разбирательство в целом. Усложняются процедуры оплаты арбитражных издержек, назначения арбитров и признания арбитражных решений.
Проблемы с арбитрами — это отдельное проявление политизированности арбитража. В то же время у каждого арбитра есть личные политические убеждения и взгляды, которые тоже влияют на итоговое решение.
Тренд № 6 — Битва антиисковых запретов
После 2022 года российские суды начали активнее признавать свою исключительную компетенцию и выдавать антиисковые запреты на основании ст. 248.1 и 248.2 АПК.
Одновременно другие страны пытаются противодействовать российским антиисковым запретам. Например, ЕС принял правила, которые запрещают исполнять решения, вынесенные на основании ст. 248.1 и 248.2 АПК. Но практики применения этих норм пока нет.
Тренд № 7 — Реже урегулируют мирно
Юристы отмечают, что сейчас стороны спорят о завершенных контрактах, поэтому у них меньше стимула искать компромисс, а арбитраж воспринимается как этап окончательного разрешения конфликта.
Тренд № 8 — Исполнить арбитражное решение стало сложнее
По словам Степана Султанова, российские стороны во многих спорах встают перед выбором: получить решение отечественного суда по «закону Лугового» или арбитражное решение, которое придется исполнять в западной юрисдикции. В обоих случаях исполнение очень затруднительно или практически невозможно из-за санкционных ограничений.
Тренд № 9 — Стороны готовы тратиться на арбитраж
Несмотря на большие издержки и сложности с исполнением, стороны идут до конца, проходят все этапы арбитражного разбирательства и получают итоговое решение. Как для российских сторон, так и для иностранных партнеров это важно по ряду причин.
«Если у должника нет активов в России, то получить решение арбитража с перспективой его исполнения в большинстве стран мира по Нью-Йорской конвенции 1958 года — пускай и не сразу — лучше, чем иметь решение по ст. 248.1 АПК, которое вообще практически невозможно исполнить за рубежом», — поделился Степан Султанов, глава практики Международного коммерческого арбитража, партнер АБ КИАП.
Тренд № 10 — Больше инвестиционных споров в будущем
За последние годы выросло число разбирательств с российскими инвесторами, и юристы уверены, что их будет только больше.

При этом в июле ЕС принял 18-й пакет санкций, который ограничил возможности признавать решения инвестарбитражей, если они нарушают санкционные регламенты ЕС № 269 и 833.
Подробнее читайте в полной версии материала на сайте Право.Ru.