Великобритания приняла новый закон об арбитраже.
В феврале получил королевское одобрение и был принят новый закон Arbitration Act 2025, призванный улучшить репутацию и повысить доверие к британскому арбитражу, чтобы он выдерживал конкуренцию с другими международными центрами, в том числе из Азиатско-Тихоокеанского региона. «Ъ-Review» проанализировал ключевые изменения нового закона, которые стоит учесть всем, кто планирует арбитражное разбирательство на территории Великобритании.
Арбитраж как частный (негосударственный) институт разрешения споров, позволяющий рассматривать дела профессионально, быстро и конфиденциально, пользуется спросом у бизнесменов по всему миру. Одним из наиболее известных и уважаемых арбитражных центров является лондонский, обращаться в который долгое время предпочитали и российские бизнесмены.
Предыдущий акт об арбитраже был принят в Великобритании еще в 1996 году и с тех пор практически не менялся.
Только в 2021 году было решено внести в него существенные поправки, и спустя четыре года работы над биллем новый закон увидел свет. 24 февраля он был опубликован на официальном сайте британского правительства. По мнению разработчиков, новая редакция позволит ускорить разрешение споров арбитрами, сделать процесс более эффективным и, возможно, даже более справедливым.
Осмотрительность и шансы на успех
Из акта 2025 года прямо следует, что новые правила распространяются на Англию и Уэльс, а также на Северную Ирландию. Поправки устанавливают, что арбитражное разбирательство будет регулироваться правом страны места арбитража, если стороны прямо не договорились об ином в своем соглашении. Таким образом, британский закон по умолчанию будет применяться в тех случаях, когда участники спора выбрали место арбитража на территории Великобритании.
Помимо этого, поправки расширяют круг лиц, в отношении которых арбитраж вправе выносить решения. Если раньше такие постановления касались только сторон соглашения, то теперь они могут распространяться и на третьих лиц.
Если арбитраж уже принял решение по вопросу о своей юрисдикции, его нельзя будет оспорить в дальнейшем. Исключением являются ситуации, когда сторона не знала обо всех значимых обстоятельствах дела, несмотря на проявленную «разумную осмотрительность». В таком случае она может оспорить либо итоговое решение арбитров, либо промежуточное решение о компетенции. Кроме того, вводится возможность для стороны спора подать заявление об отклонении требований оппонента, если она считает, что у того нет «реальных перспектив на успех».
Новый британский закон регулирует вопросы беспристрастности арбитров и их обязанность раскрывать информацию, которая может сказаться на их объективности при рассмотрении дела. В частности, приглашаемое в качестве арбитра лицо обязано как можно скорее сообщить пригласившему о любых обстоятельствах, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности.
Также поправки предусматривают, что на арбитра нельзя возлагать обязанность по оплате судебных расходов, связанных с разбирательством. Исключение составляют случаи, когда доказано, что арбитр в ходе процесса действовал недобросовестно. Аналогичным образом отставка арбитра (его отказ исполнять обязанности) не влечет для него какой-либо финансовой ответственности, если только не будет установлено, что эта отставка была необоснованной.
Поскольку чрезвычайный арбитраж становится все более популярным у сторон, желающих получить срочные обеспечительные меры, положения закона об арбитраже 2025 года затронули и их. Так, полномочия арбитров, назначаемых для рассмотрения вопроса о срочных мерах до формирования основного состава суда, расширены до объема прав обычных арбитров.
Поправки вступят в силу в соответствии с отдельным постановлением государственного секретаря (за исключением заключительных положений, которые применяются уже с даты публикации акта — 24 февраля). Новые правила будут распространяться на разбирательства, начатые после вступления в силу изменений 2025 года.
Повысить доверие и репутацию
Опрошенные «Ъ-Review» эксперты сходятся во мнении, что принятие этих поправок ставит целью поддержание репутации британского арбитража в качестве ведущего мирового института.
Руководитель практики «Международный коммерческий арбитраж» АБ КИАП Степан Султанов рассказывает, что британский закон об арбитраже 1996 года, в отличие от регулирования в других проарбитражных юрисдикциях, не был законом, принятым на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ. Свой путь и уникальный взгляд английских судов на те или иные устоявшиеся для международного арбитража каноны (например, право, применяемое к арбитражной оговорке, или пересмотр вопросов юрисдикции de novo) привели к необходимости обновления закона и унификации правил с «лучшими практиками остального арбитражного мира», отмечает господин Султанов.
Юристы обращают внимание на изменение нормы о праве, применяемом к арбитражному соглашению участников контракта, которое регулирует подсудность споров, вытекающих из этого контракта. Если во всем мире превалирует подход, что к соглашению применяется право места проведения арбитража, то суды Великобритании не всегда были постоянны в этом вопросе.
Новый закон, уточняют юристы, не создает никаких барьеров или препятствий для лиц, желающих провести арбитражное разбирательство в Великобритании, в том числе российских.
В свою очередь, Степан Султанов прогнозирует, что новый закон «улучшит для пользователей опыт арбитража в Великобритании и в какой-то части сделает его более предсказуемым — соотносящимся с современными подходами в других проарбитражных юрисдикциях».
Подробнее читайте в материале на сайте Коммерсантъ.