Медиа

Национализация «Домодедово»: что это значит для бизнеса и пассажиров

Дата: 19.06.2025
Источник: Ведомости
Время чтения: 6 минут

Решение по иску генпрокуратуры об обращении в казну активов ООО «ДМЕ холдинг» будет исполняться немедленно.

Вечером 17 июня Арбитражный суд Московской области в полном объеме удовлетворил требование надзорного ведомства об обращении в доход государства активов ООО «ДМЕ холдинг», управляющего группой операционных компаний аэропорта «Домодедово». Согласно решению суда, переход активов в казну государства начнется немедленно. В пресс-службе «Домодедово» отреагировали коротко: «Аэропорт "Домодедово" работает в штатном режиме, выполняя все обязательства перед пассажирами и партнерами». В заявлении отмечено, что все сервисы функционируют бесперебойно, рейсы осуществляются в соответствии с действующим расписанием, операционные процессы обеспечены в полном объеме.

«Это не первый и, уверен, что не последний крупный актив, который таким образом в режиме «fast track» переходит под контроль государства», – отмечает управляющий партнер АБ КИАП Андрей Корельский. Менеджмент таких компаний, как правило, остается тот же самый, говорит он. В дальнейшем, прогнозирует Корельский, когда актив «остынет» по завершении окончательных судебных процедур обжалования в Верховном, а иногда и в Конституционном суде, через приватизационные процедуры он может быть реализован на рынке.


Претензии Генпрокуратуры к структурам аэропорта возникли из-за выявленного иностранного влияния. В иске ведомства говорилось, что в период с 2002 по 2016 г. компания «ДМЕ лимитед», владевшая аэровокзальным комплексом «Домодедово», принадлежала двум гражданам о. Мэн – Джейн Элизабет Петерс (63,74%) и Шону Фергюссону Кэйрнсу (36,26%).

В октябре 2016 г. 100% «ДМЕ лимитед» приобрела компания «Аламо лимитед» (Мальта), конечным бенефициаром которой был Дмитрий Каменщик. Валерий Коган же, по версии надзорного органа, через него осуществлял фактический контроль над компаниями группы, что подтверждается получением сопоставимого объема дивидендов от деятельности «ДМЕ лимитед». Каменщик и Коган должны были получить контроль над российским стратегическим активом только при наличии решения правительственной комиссии, за получением которого ответчики не обращались.

С декабря 2016 г. Каменщик и Коган расширяли группу компаний за счет создания новых юрлиц и, по версии надзорного органа, вопреки требованиям российского законодательства установили контроль еще над несколькими стратегическими предприятиями. В результате была сформирована единая группа компаний «Домодедово», имеющая унифицированную структуру владения и управления, находящаяся в одном контуре учета и планирования, связанная по бенефициарам и контролирующим лицам. В состав холдинга вошли 25 российских юридических лиц, каждое из которых имеет стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Генпрокуратура пришла к выводу, что «установив иностранный контроль над названными стратегическими обществами, Каменщик и Коган следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике».