Исследования американских специалистов показывают, если юрист на связи со своими клиентами круглые сутки, то это может привести к проблемам с психическим здоровьем. Большинство участников опроса, проведенного «Право.ru», соглашаются с тем, что подобный график – норма для юриста, которая должна оплачиваться дополнительно. Пятая часть участников голосования уточняют, что разумным такой режим работы стоит считать лишь для разрешения экстренных вопросов и завершения неотложных проектов. Примерно столько же проголосовавших полагают, что доступность юристов 24/7 – это ненормально. Быть всегда на связи – это право, а не обязанность специалиста, уверены 17% опрошенных.
Что для уголовного адвоката норма, то для инхауса - странно
В любом случае, круглосуточная доступность – это конкурентное преимущество, подчеркивает управляющий партнер АБ ЗКС Денис Саушкин. Но зависит оно от нескольких факторов. Во-первых, от специализации юриста. Внутренний юрист или сотрудник министерства может работать по стандартному расписанию, говорит партнер ФБК-Право Александр Ермоленко. Но консультанту или адвокату клиент может позвонить по неотложному делу в любое время. У доверителя начнется дома обыск в 6 часов утра, и он не поймет, если в этот момент вежливый автоответчик сообщит, что рабочий день уважаемого адвоката начинается в 9:00, приводит пример Саушкин.
Поэтому адвокатам по уголовным делам приходится срочно выезжать и поздно ночью, и рано утром для оперативной помощи своим доверителям. Подобный ритм создает стрессовое напряжение и адвокату приходится контролировать и здраво оценивать, какое количество дел он может одновременно взять в работу. Очень удобен в этой ситуации формат адвокатского бюро, говорит партнер АБ Феоктистов и партнеры Руслан Долотов: «В этом случае доверитель заключает соглашение не с конкретным адвокатом, а с бюро. Это создает дополнительные гарантии того, что в случае экстренной необходимости доверитель оперативно получит профессиональную юридическую помощь, даже если конкретный адвокат не сможет мгновенно отреагировать». С представителем консалтинга тоже в любой момент может связаться клиент и сообщить о наложении обеспечительных мер в иностранном суде. В таких ситуациях действовать придется незамедлительно.
"Некоторые адвокаты отключают звук на телефоне в ночное время. Но тогда им не нужно удивляться, если через какое-то время звонков не станет. Надо отдать должное, ночные звонки - редкость, в основном все стараются звонить в приличное время. Но бывают срочные вопросы. Также надо не забывать разницу в часовых поясах. Например, с Омском разница три часа, с Алтаем четыре, с Хабаровском семь, с Лондоном - два. И это накладывает особенности при работе с клиентами из этих регионов."
Денис Саушкин, партнер АБ ЗКС
График зависит и от должности. Думаю, что партнер должен быть на связи всегда, говорит партнер ЮП Курсив Юлия Макаренко: «И для клиентов, и для сотрудников». Приемлем режим 24 на 7 и для практики Андрея Корельского, управляющего партнера АБ КИАП: «Мне не сложно ответить в 12 ночи или в 5 утра, если я физически нахожусь в сознании, отвечаю на письма и звонки на выходных и в отпуске, где есть мобильная связь». Высшее звено юрдепартамента не имеет морального права не отвечать на звонки клиентов или руководства по окончании рабочего дня или в выходные дни, объясняет управляющий партнер АБ «Павел Хлюстов и партнеры» Павел Хлюстов: «Их задача помогать в сложной ситуации, а она не выбирает время для своего появления. Если есть возможность ответить на звонок – это обязательно нужно сделать». Вот и Сергей Токарев, партнер АБ Торн всегда говорит, что в доступе 24/7, кроме участия в судах, но просит звонить ему в ночное время только по "пожарным" вопросам.
"В современной России в любое время к вашему клиенту могут постучать, и от твоей оперативности будет зависеть тяжесть тех последствий, которые могут наступить для доверителя."Не позволяйте злоупотреблять клиентам
Андрей Корельский, управляющий партнер АБ КИАП
Если говорить про неуголовные запросы, то очень небольшой спектр требует круглосуточного взаимодействия, замечает управляющий партнер СЗЮ Денис Литвинов: «В большинстве своем потребность получить доступ к юристу 24/7 появляется у клиентов с неструктурированным, рваным рабочим графиком». По его словам, есть юристы, которые готовы предоставлять доступ клиенту в любое время суток как вип-обслуживание за удвоенную или утроенную ставку. Сам Литвинов к такому варианту относится скептически: «Я стараюсь сохранять здоровый баланс работы и личной жизни». Вот и глава ПБ Олевинский,Буюкян и партнеры Эдуард Олевинский, уверен, что работа 24/7 не должна считаться нормой, так как для хороших результатов от юриста требуется сосредоточенность.
Отдельная проблема – когда правом звонка начинают злоупотреблять, говорит Хлюстов. Здесь уже нужно принять профессиональное решение, считает он: «Либо смиренно терпеть, либо корректно объяснить, что звонить поздно вечером или в выходные можно только при возникновении ситуаций, которые не терпят отлагательств». Если профилактическая беседа не помогает, то лучше с таким клиентом или работодателем расставаться, советует эксперт. Адекватные клиенты и работодатели всегда уважают себя и окружающих, и их личное время, отмечает Андрей Панов из Norton Rose Fullbright : «Если вы ожидаете, что люди будут выкладываться за вас по полной, нельзя злоупотреблять их готовностью это сделать. Нужно просить о таком лишь в случае необходимости, иначе людям быстро надоест подобное отношение».
"Для меня 24/7 это не о переработке и не о допкосте, а о вовлеченности. Если не работаешь, а занимаешься любимым делом, особенно таким, как профессиональные услуги - это не только занимает твои мысли и время, но и приносит удовлетворение, является естественной частью твоей жизни и личности. Поэтому все сводится к индивидуальным комфортным настройкам баланса периодов отдыха, профессиональной и иной личной активности."
Станислав Петров, управляющий партнер Прецедент консалтинг
Ведь семья и ближайшее окружение юриста вряд ли смогут спокойно принять круглосуточную занятость и отвлечение на работу во время долгожданного семейного путешествия. Привычка быть на связи 24/7 пришла в юрбизнес из других сфер предпринимательства, объясняет Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК Варшавский и партнеры: «Бизнесмены с целью выигрыша в конкурентной борьбе заявляют о своей готовности работать сутки напролет без выходных».
"Думаю, что каждый должен ответить себе на один простой вопрос: «Хотел бы он, чтобы за рулем грузовика, несущегося на скорости 90 км/ч, сидел водитель-приверженец концепции 24/7?».
Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК Варшавский и партнеры