Медиа

Святой юрист: вышла книга про Юрия Новицкого

Дата: 17.06.2022
Источник: Право.ру
Время чтения: 13 минут

Юрий Новицкий — русский юрист и православный общественный деятель. При жизни он занимался научной деятельностью, работал следователем и даже создал суд по делам несовершеннолетних. Новицкого расстреляли за противодействие власти в 1922 году во время Петроградского процесса: он отдал себя в жертву, чтобы защитить друга и многодетного отца. После смерти Новицкого причислили к лику святых. Теперь об этом выпустили книгу. Юристы рассказывают, что в наше непростое время она должна напомнить о хрупкости и ценности права.

По инициативе руководителя юрфирмы LLC-Pravo и благотворительной юрслужбы Pro Deo Дмитрия Лизунова в России вышла книга «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого». Публикацию коллекционного издания поддержали сразу несколько компаний: АБ «КИАП», АБ «Леонтьев и партнеры», юридическое бюро «Соболев и партнеры» и юрфирма М1. 

Лизунов задумал книгу во время паломнической поездки по Святой горе Афон, а написала ее Екатерина Федорчук. Повесть вышла в конце мая в издательстве «Никея» тиражом в 500 экземпляров и стоимость 3 500 руб.

Святой юрист

Юрий Новицкий родился в 1822 году в семье мирового судьи. Свою юность он провел в Киеве: здесь окончил гимназию, а потом юридический факультет Киевского императорского университета св. Владимира с дипломом первой степени. После выпуска Новицкий стал преподавать на кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства. Научную деятельность он совмещал с работой следователем, в частности участвовал в расследовании убийства Петра Столыпина. 

Новицкий исследовал проблемы преступлений против личности. В Киеве он создал специальный суд, который занимался исключительно делами несовершеннолетних. Еще он организовал приют для детей, чьи родители отправлялись на каторгу или в ссылку. С 1914 года юрист стал работать в Петербургском университете, где преподавал историю западноевропейского и русского права. 

Во время революции 1917 года Новицкий стал председателем Общества петроградских православных приходов, а после — собирал деньги в помощь семьям арестованных профессоров и преподавателей. Юрист был религиозным человеком и выступал против смертной казни. 

В 1922 году в России началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с массовым голодом в Поволжье и других регионах. Но против этого выступили представители интеллигенции, рабочие и крестьяне. В стране начались волнения. Как выяснится позже, власть использовала изъятие церковных ценностей, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. 

Среди противников кампании был и Новицкий: он настаивал, чтобы деньги, полученные от изъятия церковных ценностей, действительно шли на помощь голодающим, а не на нужды революции. Из-за этого юрист вместе с еще 88-ю людьми оказался на скамье подсудимых во время Петроградского процесса 1922 года. Его обвиняли в причастности к беспорядкам. По версии следствия, обвиняемые призывали верующих к волнениям и тем самым помогали буржуазии в свержении рабоче-крестьянского правительства. 

Во время судебного разбирательства Новицкий вел себя спокойно и заявил, что не признает себя виновным. Его адвокатом стал Моисей Равич. Пытаясь защитить своего друга и многодетного отца настоятеля Казанского собора протоиерея Николая Чукова, Новицкий предложил себя в жертву. 

Так и случилось: юриста приговорили к смертной казни. Всего по результатам рассмотрения дела расстреляли четверых (Чуков в них не вошел). По воспоминаниям очевидца, перед расстрелом Новицкий плакал. Юриста расстреляли 13 августа 1922 года. Спустя 70 лет его причислили к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. А с 2013 года имя Новицкого носит юрфак Костромского государственного университета.

О книге 

В вышедшей в этом году книге события того времени показаны глазами святого юриста Юрия Новицкого. Повесть дополнена биографическими очерками и историческими фотографиями. Как рассказывают авторы, «яркая живая история погружает читателя в атмосферу времени, где абсурд и жестокость обвинителей противопоставлены чести и достоинству осужденных». В книге «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого» поднимаются вопросы о духовном смысле профессиональной деятельности юристов. А история жизни новомученика становится живым примером отношения к профессии юриста как к высокому служению Богу и народу.

Управляющий партенр КИАП Андрей Корельский, который поддержал публикацию книги, рассказал, что история, рассказанная в книге, отчасти отражает сегодняшнюю реальность. Он отметил, что юристы посвящают себя служению закона, несению добра, несмотря ни на что, а порой даже и вопреки.

Издание  книги — напоминание о хрупкости и ценности права, а также о том, к каким последствиям может привести принебрежительное отношение к закону и правам человека. Несмотря на непростые времена, я считаю важным поддерживать такие проекты. 

Андрей Корельский

Отрывок из книги «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого»

...Дурной порядок лучше полной вакханалии беззакония . 

— Вы будете сотрудничать с новой властью и дальше? — спросил своего адвоката приговоренный к смерти юрист. 

— Даже сломанный механизм правосудия тормозит беззаконие. Я буду винтиком в этом механизме, почему бы нет? Но ваше дело было... 

— Безнадежно, — закончил Новицкий. 

— Простите, — Равич церемонно поклонился, — нам осталось дождаться ответа из Москвы, но я бы на вашем месте не сильно надеялся... Ведь с точки зрения их Уголовного кодекса вы и впрямь принадлежите к организации, которая весьма опасна для нового строя. 

— Союз приходов? Чем ж мы опасны? Тем, что говорильней занимались? 

— Я говорю не о Союзе, а о Церкви как таковой. Все ее верные чада потенциально опасны для нового строя. 

— И вы... 

— Что я?

 — Вы, мы — юристы, честные юристы — тоже опасны, потому что мы защищаем закон от беззакония, порядок от хаоса. Это тоже Божие дело, за него вы тоже можете пострадать. 

— Я прежде всего профессионал в своем деле, — ответил Равич...

При подготовке статьи использовались материалы:

1. Статья Святой юрист

2. Биография Юрия Новицкого

3. Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих»

Виктория Яшина