"83 маленьких сердца не могут работать в одном ритме"

Источник: ПРАВО.ru
Время чтения: 18 минут

Президиум Федеральной антимонопольной службы, который официально заработает с 2015 г., займется обобщением практики территориальных управлений и будет давать рекомендации, а политика самой ФАС теперь нацелена на либерализацию профильного законодательства. Об этом заявил руководитель службы Игорь Артемьев 25 октября на V ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России", комментируя положения Четвертого антимонопольного пакета. Юристы остались недовольны кулуарным и поспешным обсуждением проекта. 

"Четвертый антимонопольный пакет" был разработан Федеральной антимонопольной службой, следуя рекомендациям Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Дорожной карты развития конкуренции, утвержденной в 2012 году постановлением правительства. Под пакетом понимаются три документа. Это два проекта, уже внесенных в Госдуму (№ 199585-6, "о контроле сделок экономической концентрации" — рассмотрен в первом чтении 12 марта 2013 года; № 260190-6, "об уголовной ответственности за картели" — рассмотрен в первом чтении 18 июня 2013 года), а также поправки к проекту ФЗ №199585-6, опубликованные 14 октября на сайте ФАС. Последний документ включает множество новелл, в том числе – о Президиуме ФАС, созданном в 2011 г. для толкования вопросов антимонопольного законодательства. 

Президиум как место для жалоб

Согласно поправкам, решения и предписания территориальных УФАС теперь можно будет обжаловать в Президиуме в течение трех месяцев, если это решение еще не рассматривалось в арбитражном суде. Необходимость законодательно оформить полномочия Президиума руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев обосновал довольно образно: "83 маленьких сердца не могут работать в одном ритме". "Большим сердцем" станут глава ФАС с его заместителями, которые смогут включать в состав Президиума других руководителей антимонопольных органов. Как и раньше, Президиум будет изучать и обобщать практику, давать разъяснения по спорным вопросам. Официальное начало работы Президиума ФАС России намечено на 1 января 2015 года. 

"Идея полезная: не секрет, что может различаться практика различных территориальных управлений и центрального аппарата ФАС, особенно если норма только начинает применяться, — комментирует Илья Ищук, партнер "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", — Но смущает отсутствие формальной и открытой процедуры урегулирования споров. Пока неясно, как юристы должны будут доносить свою позицию до Президиума ФАС". 

"Работа для Президиума есть. Только дело не в разнообразии практики между регионами, а в низких стандартах доказывания, — говорит Вадим Новиков, экономист, модератор рабочей группы по развитию конкуренции Экспертного совета при Правительстве РФ. – "Согласно моим подсчетам, менее чем в 5% судебных дел упоминается какая-либо статистика или анализ рынка на основе эмпирических методов". 

Органам власти не дадут множить ГУПы

ФАС предполагает устранить антимонопольные требования к торгам частных фирм и уделять более пристальное внимание торгам государственных компаний. Планируется ограничить полномочия органов власти создавать государственные и муниципальные унитарные предприятия. По тексту проекта, на создание ГУПа, МУПа или хозяйственного общества с государственной долей более 50% необходимо будет получать согласование антимонопольной службы. 

С введением новых норм ФАС собирается выносить предупреждения и государственным органам. Институт предупреждений для бизнеса был введен чуть больше года назад в рамках Третьего антимонопольного пакета. По словам Артемьева, предупреждения показали себя хорошим способом решить проблему без штрафов. За 2012 год ФАС выдала 1423 предупреждения, за которыми в 75% случаев не последовало дальнейших мер, потому что предприниматели устраняли нарушения. 

ФАС не нужно будет уведомлять о слияниях и поглощениях… 

Артемьев в тот день представил новеллу — отказ от уведомлений о сделках экономической концентрации (иначе говоря, о слияниях и поглощениях) — как "существенное сокращение административного вмешательства". Предлагается исключить, к примеру, необходимость уведомлять антимонопольный орган о слияниях между организациями, баланс или выручка которых превышает 400 млн рублей. Закрытый перечень условий приводится в проекте № 199585-6, рассмотренном Госдумой в первом чтении. Юристы, опрошенные "Право.Ru", относятся к этой мере в целом позитивно, но добавляют, что число таких сделок фактически не так велико, чтобы значительно влиять на конкуренцию, и отмена уведомлений станет не слишком заметной. 

…но надо – о совместных предприятиях 

Поправки вводят в том числе предварительный антимонопольный контроль соглашений о совместной деятельности. Это может стать актуально для компаний с суммарными активами свыше 7 млрд рублей. "Но законодательно определение такого соглашения не дается, — рассуждает Алексей Кузьмишин, партнер Beiten Burkhardt. - В итоге в настоящее время под такое соглашение формально может попадать и учредительный договор о создании нового общества, хотя бы кроме него никаких соглашений более и не заключалось бы. Если мало-мальски крупная иностранная компания создает в России общество с ООО "Ромашка", то превышение порога уже налицо. Это может привести к дополнительной нагрузке как на бизнес, так и на сам ФАС России". 

Нарушил — пиши "правила торговой практики" 

Гораздо больше внимания привлекают нормы, регулирующие т.н. правила торговой практики. По новой редакции проекта, антимонопольные органы могут требовать от компаний, занимающих доминирующее положение и уже нарушавших антимонопольное законодательство, утверждения и публикации "правил торговой практики, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к товару". В эти правила нужно будет включать характеристики товара, принципы определения цены и реализуемого объема и другие параметры. "Необходимость такого регулирования неочевидна, тем более что антимонопольные органы пытаются подменять рыночное регулирование административным", — комментирует Илья Ищук

Интеллектуальная собственность под контролем

У ФАС появится возможность возбуждать дела по статьям 10-11 Закона о защите конкуренции, если она усмотрит нарушения в действиях хозяйствующих субъектов (или в заключенных ими соглашениях), связанных с обращением товаров, произведенных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).

"Действующее законодательство позволяет обладателям прав на РИД заключать лицензионные соглашения и вести свой бизнес, не опасаясь претензий ФАС по поводу несоблюдения каких-либо антимонопольных запретов, — рассказывает Виталий Дианов, старший юрист Goltsblat BLP. — ФАС предлагает эти оговорки исключить из текста закона. В результате повысится риск необоснованного признания лица доминирующим на рынке в силу обладания прав на РИД, а также риск необоснованного признания положений лицензионных соглашений и франчайзинговых договоров противоречащими антимонопольному законодательству. Такие действия антимонопольного органа могут негативно повлиять на существующую систему лицензионных соглашений и франчайзинговых договоров. Вред от этого может в итоге превысить возможную выгоду, которую, кстати, до настоящего времени никто так и не обосновал обществу".

Непрозрачность и преследование малого бизнеса 

Четвертый антимонопольный пакет "преимущественно направлен на предоставление ФАС дополнительных возможностей для правоприменения, - замечает Вадим Новиков. — "Неприемлемо и сосредоточение правоприменения на малых и средних компаниях" (40% дел по злоупотреблению доминированием и антиконкурентным соглашениям; 65% участников "Реестра монополистов"). Экономист предлагает обсудить законодательные фильтры, которые могли бы ограничить антимонопольную службу в преследовании малого и среднего бизнеса. 

Юристы недовольны, кроме всего прочего, тем, что правки в документ вносятся кулуарно, на уровне правительства и Государственной думы. "ФАС очевидно затянул с началом обсуждения проекта, с легкостью меняет формулировки и не всегда доводит при этом свою позицию до экспертов и бизнеса. В результате не получается содержательно обсуждать все инициативы антимонопольного органа", — рассказывает Виталий Дианов. — "Это ведет к недопониманию и лишним эмоциям во время публичных обсуждений". А их совсем немного – профильные мероприятия единичны. 

По сообщениям пресс-службы ФАС, проект поправок сейчас находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.