Обзор: новый санкционный пакет ес

Обзор: новый санкционный пакет ес
Источник: x-complience.ru
Время чтения: 28 минут

Совет ЕС 23 июня утвердил очередной — 11-й — пакет санкций против России. Он предусматривает включение в ограничительные списки порядка 200 физических лиц и компаний, в том числе – лиц из других юрисдикций помимо Российской Федерации, а также новые ограничения в сфере экспорта и импорта, транспорта, энергетики, телерадиовещания. X-Compliance приводит статистику и основные детали по введенным мерам.

Статистика x-compliance

Фигурантами 11-ого пакета санкций ЕС стали 194 лица: 71 физическое лицо и 123 организации (1). Порядка 90% фигурантов – российские лица, также присутствуют и лица из других юрисдикций, включая Армению, Китай, ОАЭ, Сирию и Узбекистан. 

Большая часть фигурантов 11-ого пакета санкций ЕС (65%) уже присутствовала до 23 июня в других списках основных западных стран — инициаторов санкций (2). Больше всего пересечений произошло со списками США (BIS (USA) — 37%, OFAC (USA) — 32%) и Канады (DFATD (Canada) — 27%).


Без названия.png

Также 12% фигурантов уже присутствовали ранее в самом санкционном списке ЕС (The Restrictive measures (sanctions) in force (EU)).
При этом 35 % фигурантов (36 физических лиц и 31 организация) до 23 июня не были включены ни в один из других основных санкционных списков западных стран — инициаторов (2).

Новые основания для введения санкций и состав фигурантов

Евросоюз не только в очередной раз расширил списки лиц под ограничительными мерами, но и пересмотрел критерии для введения блокирующих санкций. Так, критерий, ранее предусматривавший ограничения только за содействие нарушению запрета на обход санкций, дополнен пунктом о существенном нарушении положений соответствующих решений и регламентов ЕС о санкциях. Добавлен и новый критерий: теперь под санкции могут попасть лица, работающие в российском IT-секторе и имеющие лицензию ФСБ России или Минпромторга России.

Под новые блокирующие санкции Евросоюза подпали российские чиновники, журналисты, предприниматели, военные, а также компании, связанные с оборонно-промышленным комплексом. Всего в санкционных списках ЕС 71 физическое лицо и 33 структуры. Среди них — заместитель министра обороны Татьяна Шевцова, министр культуры республики Крым Татьяна Манежина.

Также под санкции подпали губернатор Воронежской области Александр Гусев, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, губернаторы Камчатки Владимир Солодов, Магаданской области Сергей Носов и других регионов.

В санкционных списках фигурируют начальник Главного штаба Сухопутных войск — первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками Александр Лапин, начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской, командующий войсками Центрального военного округа Андрей Мордвичев, командующий войсками Южного военного округа Сергей Кузовлев, командующий войсками Западного военного округа Евгений Никифоров.

Также санкции ввели против Артема Усса, предпринимателя и сына экс-губернатора Красноярского края Александра Усса, и Игоря и Артема Чайки, сыновей экс-генпрокурора Юрия Чайки. Под санкциями оказался политолог Сергей Караганов, российский журналист, ведущий телепередач Первого канала Михаил Леонтьев, корреспондент "Известий" Виктор Синеок. В санкционных списках также корреспонденты Евгений Поддубный, Семен Пегов, Александр Сладков, Андрей Медведев, телеканал "Звезда".

В санкционные списки внесли гендиректора АО "Государственная транспортная лизинговая компания" Евгения Дитриха, академика РАН, занимающего руководящие должности в промышленном и научно-технологическом секторе, Бориса Алешина.

"Если говорить о физических лицах, то там (присутствуют — ред.) такие одиозные личности как сбежавший из-под домашнего ареста в Италии Артем Усс. Понятно, почему его включили… Также (в списки включили — ред.) детей (Юрия — ред.) Чайки… Это тоже естественно, потому что они давно (присутствуют — ред.) в американском Законе Магнитского", — прокомментировал X-Compliance руководитель практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро КИАП и кандидат юридических наук Денис Примаков.

Он соглашается с тем, что сейчас включают в санкционные списки тех, на кого уже есть доказательная база, либо тех, кто попал под ограничения других юрисдикций

В списки блокирующих санкций включили НАО "Научно-производственный центр "Специализированные приборы и системы". Это первый случай, когда в информации о причинах включения лица в списки блокирующих санкций был указан новый критерий касательно обхода санкций и нарушения положений соответствующих документов.

Также в санкционном списке ЧВК "Вагнер-Центр", завод им. Свердлова, АО "Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева", АО "Ремонтная база по ремонту авиационных приборов и аэродромной техники", ООО "ТРВ-Ахтубинск".

Наиболее важным кейсом стало включение в списки ПАО "Группа Позитив" (головная компания группы Positive Technologies, занимающейся разработкой решений в области информационной безопасности). 

Как сообщалось, "Группа Позитив" еще осенью 2021 года, после включения в очередной санкционный список США, отмечала, что "санкционные риски компанией были отыграны ранее, и сейчас они для нее дополнительных угроз не несут".

"Мы осознаем, что санкции — это риск, которому подвержена любая высокотехнологичная компания, выделяющаяся на мировом рынке, и чем больше успех, тем выше давление, — говорилось в сообщении группы. - В нашем случае этот риск уже свершился, то есть перестал быть таковым еще в первые месяцы этого года. Мы не ощущали и не ощущаем сколько-нибудь значимого влияния этого события на наш бизнес". 

"Мы называем это вторичными санкциями за взаимодействие с подсанкционными лицами, в том числе с государственными структурами. Есть только одно исключение — по налогам. Если платить налоги, то можно (сотрудничать с государственными структурами — ред.). Ну а иметь договорные отношения с ФСБ — нельзя", — прокомментировал X-Compliance Денис Примаков.

Международный масштаб

ЕС также включил "87 новых организаций в список структур, которые напрямую поддерживают военно-промышленный комплекс России", в отношении них вводят "более жесткие ограничения на экспорт товаров двойного назначения и передовых технологий". Помимо российских организаций, в этот список попали в том числе компании из Китая, Узбекистана, ОАЭ, Сирии и Армении.

"Некоторые говорят, что (компании из других государств попали под санкционные ограничения — ред.) только потому, что они поставляют товары двойного назначения-, — отмечает Денис Примаков. — На самом деле (эти компании сотрудничают — ред.) с подсанкционными лицами, а не просто поставляют товары двойного назначения (в Россию — ред.).Поэтому тут можно усмотреть как (нарушение — ред.) экспортного контроля, так и санкций (в отношении российских юридических лиц — ред.)".

Экспорт, импорт и транзит

Новые меры предусматривают распространение запрета на транзит через Россию на передовые технологии, авиационные товары, реактивное топливо и топливные присадки при экспорте из ЕС в третьи страны.

Более того, в рамках 11-го пакета антироссийских санкций ЕС вводит ограничения на экспорт 15 технологических единиц, ужесточает ограничения на импорт товаров из железа и стали. Так, ЕС будет требовать у импортеров продукции, ввозимой в ЕС из третьих стран, доказательства того, что она не содержит запрещенных материалов из России.

Также союз распространяет "запрет на экспорт автомобилей класса люкс на все новые и подержанные автомобили с объемом двигателя больше 1900 см3, а также на все электрические и гибридные транспортные средства". Помимо этого, ЕС вводит "полный запрет на некоторые типы компонентов машин".

Среди новых мер – и запрет на продажу, лицензирование или передачу прав интеллектуальной собственности и коммерческой тайны, используемых в связи с подсанкционными товарами.

Новый инструмент против обхода санкций

В рамках новых ограничений Евросоюз предусмотрел механизм противодействия обходу санкций со стороны третьих стран.

ЕС планирует развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество с третьими странами по этому вопросу и предоставлять им необходимую техническую помощь.

При этом если такое сотрудничество не принесет результатов, ЕС вправе ввести индивидуальные меры, направленные против участия лиц из таких стран в содействии обходу санкций.

После введения указанных мер предполагается, что ЕС вновь вступит в конструктивный диалог с третьей страной.

Если и после этого риск обхода санкций по мнению ЕС останется существенным, он будет вправе в качестве крайних мер принять решение об ограничении продажи, поставки, передачи или экспорта определенных подсанкционных товаров и технологий в такую третью страну.

По словам Дениса Примакова, ЕС все же пойдет по более точечному пути ужесточения санкций. У европейских регуляторов, которые следят за соблюдением экспортных ограничений, не хватает ни ресурсов, ни полномочий. То есть в будущем следует ожидать применения механизма вторичных санкций в отношении конкретных юридических лиц, а не использование децентрализованных ограничений.

Транспорт

Среди транспортных мер – распространение запрета на автомобильную перевозку грузов в ЕС на грузовики с российскими прицепами и полуприцепами.

Также введен запрет на доступ в порты ЕС для судов, осуществляющих перевалку грузов с судна на судно, если у компетентных органов возникают подозрения в нарушении запрета на импорт российской нефти и нефтепродуктов или введенного ценового потолка. Это же касается судов, отключающих свои системы навигационного слежения.

Телерадиовещание 

Евросоюз приостанавливает действие вещательных лицензий еще у пяти СМИ.

Энергетика

Прекращается возможность импорта российской сырой нефти по северному участку трубопровода "Дружба" в Германию и Польшу. При этом нефть, добытую в третьих странах (в том числе – в Казахстане) по-прежнему можно будет транспортировать по "Дружбе" в ЕС транзитом через Россию.

Исключения из предельных цен на сахалинскую нефть для Японии продлены до 31 марта 2024 года.

Казахстан и каспийский трубопроводный консорциум

ЕС пошел и на некоторые ослабления в ранее установленных ограничениях. В частности, он решил ослабить некоторые экспортные ограничения в отношении России для обеспечения возможности технического обслуживания системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

В документах ЕС отмечается, что в числе энергетических мер предполагается "Введение выверенных и очень целенаправленных отступлений от существующих запретов на экспорт, чтобы обеспечить техническое обслуживание трубопровода КТК, по которому казахстанская нефть транспортируется в ЕС через Россию".

На это обращает внимание и Денис Примаков, который считает, что отсутствие юридических лиц из Казахстана может быть связано с особым статусом КТК. "В этом плане (обеспечение бесперебойных поставок энергоносителей по КТК — ред.) кажется европейцам и американцам более важным, чем введение ограничений в отношении казахских компаний", — отмечает он.

Консорциум не является объектом каких-либо международных санкций. Несмотря на это, у него все-таки возникали сложности во взаимодействии с зарубежными партнерами. В частности, КТК потребовалось содействие властей Казахстана в решении проблем с поставками оборудования, — о соответствующих консультациях с ЕС, США и Великобританией сообщал глава казахстанской нефтегазовой компании "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев. Он же 12 июня в Лондоне провел переговоры с директором управления по санкциям министерства иностранных дел и международного развития Великобритании Дэвидом Ридом.

В марте КТК сообщал, что подобрал в России альтернативы по 97% номенклатурных позиций оборудования зарубежного производства, необходимого для бесперебойной работы нефтепровода Тенгиз — Новороссийск. При этом по некоторым важным позициям, связанным с выносными причальными устройствами (ВПУ), проблема поставок не решена, консорциум ведет переговоры об организации их производства на территории России. В 2026 году консорциум планирует замену ВПУ-1 и ВПУ-2.

Трубопровод КТК соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана и российские на шельфе Каспия с морским терминалом в Новороссийске. Система является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов из Казахстана. В 2022 году компания отгрузила на экспорт 58,7 млн тонн нефти, прогноз на 2023 год — около 61 млн тонн.

Акционерами КТК являются: Российская Федерация (в управлении "Транснефти" 24%, на балансе 7%) — 31%, Казахстан (представленный "Казмунайгазом" — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) — 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKOIL International GmbH — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.

X-Compliance — решение для выявления, оценки и эффективного управления комплаенс-рисками в части исполнения требований по ПОД/ФТ, противодействию коррупции, мониторинга санкционных списков, контроля риска санкций по "Правилу 50%".

(1) Данные приведены с учетом дублей
(2) Учитываются следующие санкционные списки: BIS (USA), DFAT (Australia), DFATD (Canada), HM Treasury (UK), Japanese finance ministry sanctions (Japan), List of persons and entities subject to sanctions (Poland), OFAC (USA), SECO (Switzerland), The EU Air Safety List (EU), UK sanctions list