Возможности и риски Севморпути для страховщиков

Источник: The Insurer's Network
Время чтения: 10 минут

Северный морской путь (СМП), который проходит по северным границам Российской Федерации, в последнее время стал объектом пристального внимания правительства страны и международного сообщества.

Если в большинстве случаев международное сообщество обеспокоено проблемами загрязнения моря, то правительство РФ интересуют экономические выгоды, которые может принести развитие СМП. Это направление также стало объектом пристального внимания нефтегазовых компаний и морских перевозчиков. В этой связи открываются новые возможности и риски при страховании грузов, перевозимых по СМП.

Было бы также уместно обсудить возможности и риски страхования нефтегазовых сделок, но формат данной публикации не позволяет это сделать. Не секрет, что с экономической точки зрения данное направление является выгодным во многих отношениях. В первую очередь, за счет сокращения времени перевозки. Для сравнения: через альтернативный путь — Суэцкий канал — расстояние от Мурманского порта до портов Дальнего Востока составляет приблизительно 12 840 морских миль; через СМП это расстояние сокращается почти вдвое — до 5 770 морских миль.

Это несомненное преимущество почти для всех участников морской перевозки, начиная от грузоотправителя до страховщика. Выгода от этого пути для страховщика лежит не только в разнице расстояний, но, в первую очередь, в рисках, которым подвергается страхователь, то есть морской перевозчик в течение всего рейса через Суэцкий канал. Это, конечно же, политические риски. Многие помнят, как в 1967 г. Суэцкий канал был перекрыт египетскими властями вследствие военных действий между Израилем и арабскими государствами. С тех пор почти ничего не изменилось, за исключением того факта, что в конфликт косвенно втянулось неарабское государство — Иран. И здесь также необходимо отметить следующий политический риск — блокирование Ормузского пролива и проведение военных учений в районе Персидского залива. 

Второе преимущество, которое касается исключительно российских страховщиков, — это отсутствие нескольких юрисдикций: судно, плывущее через СМП, не будет арестовано. 

Третье преимущество: судно не будет подвержено опасности современного бича морей — нападению пиратов. Несомненно, пиратство, особенно в бассейне Индийского океана является одной из главных головных болей не только для судовладельцев, но и для страховщиков. Настолько серьезной стала эта проблема, что английские суды разрешили в контексте покрытия рисков пиратства возмещать судовладельцам выкуп за суда. 

Однако есть и другая сторона медали — недостатки СМП, которые являются серьезными рисками для страховщиков. В первую очередь, это лед, которым покрыта большая часть данного направления. И для того чтобы судно могло плыть по СМП, необходим ледокол. Само по себе это не является проблемой, так как ледоколы предоставляются для подобных целей, но это влечет за собой дополнительные и очень значительные расходы.

Во-вторых, низкие температуры, которые могут повлечь за собой замерзание не только самого судна, но и экипажа. И это еще один риск, так как вероятность того, что судно может замерзнуть очень высока, и, как отмечает известный английский ученый в сфере страхового права Малколм Кларк, если судно плывет в районе, где ураганы являются обычным явлением, то риск не покрывается, а если ураганы не являются для региона обычными явлением, то гибель или повреждение судна вследствие урагана будет покрыто страховым полисом.

Иными словами страховщик, покрывая риск гибели или повреждения от замерзания, берет на себя больше риска, чем сам судовладелец. Если даже страховщик покроет такие риски, то страховая премия будет завышена. Но и этого мало: у страховщика возникнут проблемы с перестрахованием. Если в случае с Индийским океаном вероятность столкновения с пиратами составляет 2/5, то на СМП вероятность замерзания от низких температур равна примерно 4/5. 

Здесь, конечно, есть и благотворные факторы: например, присутствие ледокола теоретически не даст судну вмерзнуть в лед, но факт есть факт, и страховщикам придется серьезно подумать над этой проблемой.

Становится очевидным, что страхование морских перевозок и судов, идущих через СМП, требует дополнительных законодательных инициатив, а также определенной поддержки государства, как, например, в случае с налоговыми льготами при освоении месторождений нефти и газа в этом районе. Но эта проблема должна решаться совместно со страховщиками, так как законотворчество, изолированное от реалий СМП, будет только во вред не только страховщикам, но и другим активным участникам международной торговли.