Разрешение споров по правилам ВТО: международный опыт и российские перспективы

Время чтения: 27 минут

Полноценное участие любого государства во Всемирной торговой организации предполагает возможность использовать один из главных инструментов защиты своих интересов – систему разрешения споров ВТО. Почему именно данный институт позволяет обеспечить соблюдение баланса в отношениях между участниками ВТО и какое значение применение этого механизма может иметь для Российской Федерации?

Особенность системы разрешения споров ВТО состоит в том, что это регламентированный, но вместе с тем достаточно гибкий механизм, с помощью которого любое государство-участник может добиваться соблюдения другими членами ВТО принятых на себя обязательств и требовать отмены применяемой в отношении него необоснованной торговой меры или устранения иного нарушения своих интересов.

Безусловно, участие в таких спорах предполагает наличие значительных экономических и интеллектуальных ресурсов в силу сложности и длительности разбирательства. Вместе с тем система разрешения споров ВТО может быть эффективной и доступной абсолютно для всех государств-участников вне зависимости от статуса и возможностей.

Несмотря на то что участником спора может выступать только государство в лице своего уполномоченного правительственного органа, заинтересованные компании и их группы способны оказывать всю необходимую помощь и поддержку.

Следует также отметить, что любое государство может участвовать в споре по правилам ВТО в следующих формах:
– в качестве жалобщика, инициировавшего спор либо присоединившегося к другому жалобщику;
– в качестве ответчика, применяющего оспариваемые меры;
– в качестве третьей стороны, не заявляющей отдельных требований, но полагающей, что решение по делу касается ее интересов. 

Стадии разрешения споров ВТО

1. Межправительственные переговоры. На данной стадии правительства двух или более стран – членов ВТО разрешают возникший между ними спор без передачи его в Орган по разрешению споров (ОРС) ВТО.

Переговоры проходят, как правило, в неформальной обстановке и не требуют применения процессуальных норм. И напротив, для достижения необходимого результата в переговорах стороны активно используют материальные нормы соглашений ВТО, а также ссылки на существующие прецеденты, чтобы доказать оппоненту бесперспективность для него дальнейшего разбирательства дела в ОРС.

На этой стадии чрезвычайно важна подготовительная работа по формированию и обоснованию своей позиции, позволяющая достичь своих целей и обеспечить соблюдение своих интересов уже на стадии переговоров, не прибегая к передаче спора в ОРС.

2. Рассмотрение спора третейской группой ОРС. Если стороны не пришли к соглашению по результатам проведенных переговоров, спор передается на рассмотрение в третейскую группу ОРС. Данная стадия, в отличие от переговоров, проводится по формальной процедуре, включающей консультации со сторонами, выяснение вопросов, определение подсудности, формирование состава третейской группы из трех независимых экспертов и собственно процесс разрешения спора.

Характерными чертами этой стадии являются, во-первых, ее длительность (9–12 месяцев и дольше в зависимости от сложности спора), а во-вторых – возможность использования сторонами всего арсенала средств для обоснования своей позиции: материальных и процессуальных норм ВТО, прецедентов, фактических обстоятельств, мнений экспертов и иных доказательств.

На данной стадии правительству государства – участника спора важно быть обеспеченным поддержкой квалифицированных консультантов (юристов, экономистов, переговорщиков, экспертов и т.д.), а также правительств иных государств, интересы которых могут быть затронуты результатами разрешения спора.

3. Рассмотрение спора в апелляционном органе. По статистике около 60% решений третейской группы ОРС обжалуются в апелляционном органе, при этом отмена или изменение решений, принятых третейской группой, случается нечасто.

В отличие от рассмотрения спора третейской группой, процедура разбирательства в апелляционном органе в среднем длится 4–5 месяцев и предполагает исследование исключительно вопросов права без изучения относящихся к спору фактических обстоятельств.
Необходимо отметить, что решения апелляционного органа обжалованию не подлежат и являются основой прецедентного права ВТО.

4. Исполнение решения ОРС. Стороне, проигравшей спор, дается определенный срок (как правило, 1 год) на исполнение принятого по результатам разбирательства решения – отмену или изменение оспоренных торговых мер либо устранение иных нарушений своих обязательств в рамках ВТО.

Обычно решения ОРС исполняются добровольно либо вопросы о сроках и порядке исполнения урегулируются в рамках переговоров между сторонами.

В случае неисполнения или частичного исполнения решения участник спора, в пользу которого оно принято, вправе подать в третейскую группу ОРС жалобу касательно определения порядка исполнения решения.

Если по результатам рассмотрения данной жалобы решение ОРС по-прежнему не будет исполнено, заинтересованная сторона вправе с санкции третейской группы применить в отношении государства-нарушителя ответные торговые меры, определенные и установленные в размере перспективного (будущего) ежегодного объема экономического ущерба. Применение ответных мер возможно до тех пор, пока решение ОРС не будет исполнено и установленное нарушение не будет устранено.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что длительность споров по правилам ВТО составляет в среднем 4–5 лет после начала консультаций и до наступления обязательства по исполнению принятого решения. Таким образом, очевидно, что наиболее конструктивным способом урегулирования разногласий между участниками ВТО является достижение соответствующего соглашения сторон в процессе правительственных переговоров. 

Международный опыт разрешения споров по правилам ВТО

Все споры, разрешаемые в рамках ВТО, можно разделить на три основные категории:

– споры по торговле товарами, составляющие основную массу всех споров, возникающих и разрешаемых по правилам ВТО (применимым материальным правом для этих споров является главным образом Генеральное соглашение по тарифам и торговле – General Agreement on Tariffs and Trade, GATT);
– споры по торговле услугами (Генеральное соглашение по торговле услугами – General Agreement on Trade in Services, GATS); 
– споры по объектам интеллектуальной собственности (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS).

Целый ряд государств – членов ВТО имеют опыт участия во всех категориях перечисленных споров.

Так, на сегодняшний день США участвовали и продолжают участвовать в 324 спорах, при этом чаще выступая ответчиком (119 дел), а не жалобщиком (105 дел) или третьей стороной (100 дел).
Значительный опыт участия США в торговых спорах ВТО во многом обусловлен активной позицией правительства данного государства, буквально «собирающего» жалобы компаний на нарушения их внешнеторговых интересов применительно к правилам ВТО и призывающего сообщать в его адрес о таких нарушениях. В ряде случаев срок с момента обращения компании в правительство США и до начала переговоров с представителями государства, где произошло нарушение, может составлять всего 7 (!) дней.

Кроме того, на рынке юридических услуг США достаточно широко представлены юридические фирмы, в течение длительного времени практикующие право ВТО и способные оказать полноценную поддержку правительству или заинтересованным компаниям в переговорном процессе либо при разбирательстве в ОРС. 

Опыт Европейского союза также включает участие в большом количестве споров (292 дела). Уполномоченный правительственный орган ЕС представляет, по сути, консолидированную позицию целого ряда государств, что, безусловно, делает его более конкурентоспособным в рамках переговоров и в процессе формального разрешения спора.

Вместе с тем многие государства – члены ВТО не имеют опыта участия в торговых спорах либо такой опыт незначителен. Например, из стран СНГ, входящих в организацию, только Армения (1 дело) и Молдавия (3 дела) принимали участие в подобных спорах.

Отдельного внимания заслуживает практика торговых споров Украины. Являясь членом ВТО относительно непродолжительное время (с 2008 г.), Украина на сегодняшний день принимает участие в 4 спорах, при этом в 3 из них – в качестве инициатора (жалобщика). Ни один из данных споров до настоящего времени не разрешен по существу, однако стоит отметить активность украинского правительства в использовании механизма разрешения споров ВТО как инструмента для защиты своих торговых интересов.

Участие России в спорах ВТО: проблемы и перспективы

Рано или поздно российская власть и деловые круги также столкнутся с необходимостью защищать свои интересы посредством участия в торговых спорах по правилам ВТО.
На сегодняшний день существует ряд объективных и субъективных факторов, способных оказать влияние на возможности России полноценно участвовать в переговорных процессах и в рамках разбирательства дела в ОРС ВТО.

1. Отсутствие необходимого практического опыта участия в торговых спорах. Поскольку Российская Федерация является членом ВТО чуть более полугода, приобретение опыта ведения торговых споров – вопрос времени. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день Россия участвует в разрешении 7 споров ВТО в качестве третьей стороны, и в части формирования соответствующей практики это представляется правильной стратегией.

2. Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, способных полноценно представлять Россию как в переговорном процессе, так и при рассмотрении дела в ОРС. Как уже было отмечено, для достижения успеха в торговом споре ВТО необходима серьезная подготовительная и текущая работа целого ряда специалистов в данной сфере (юристов, экономистов, переговорщиков, экспертов и т.д.), количество которых в нашей стране на сегодняшний день исчисляется единицами. Международный опыт показывает, что одним из способов решения данной проблемы является привлечение иностранных специалистов, и не исключено, что и в России такая практика будет иметь место.

3. Отсутствие понятного и доступного порядка взаимодействия деловых кругов с уполномоченным органом исполнительной власти РФ (Министерством экономического развития) в части инициирования торговых переговоров и споров. Представляется, что при наличии достаточной информации о таком порядке активность бизнес-сообщества в применении норм ВТО и использовании механизмов защиты своих интересов существенно повысится.

В отношении перспектив участия России в торговых спорах ВТО необходимо еще раз отметить возможность гибкого использования данного механизма в своих интересах, а также относительную «мягкость» правил ВТО в части исполнения принятых по результатам споров решений. Несмотря на отсутствие у России соответствующего опыта и необходимого количества специалистов по торговым спорам ВТО, правила данной организации таковы, что позволяют добиться нужного результата любому заинтересованному государству.

Кроме того, даже проигрыш в подобном споре не вызовет единовременно серьезных финансово-экономических последствий.

Во-первых, в рамках ВТО могут быть оспорены только те торговые меры, которые были введены после официального присоединения государства к организации, а следовательно, меры внешнеторгового регулирования, существовавшие в Российской Федерации до присоединения к ВТО, не могут быть оспорены, впрочем, как и аналогичные меры, применяемые иными странами в отношении России.

Во-вторых, как уже было отмечено, проигравшей спор стороне предоставляется в среднем годичный срок на исполнение принятого по результатам разбирательства решения, а длительность споров в ВТО составляет в среднем 4–5 лет после начала консультаций и до наступления обязательства по исполнению принятого решения. Таким образом, у государства-нарушителя есть значительный период времени на принятие соответствующих решений.

Наконец, даже в случае неисполнения принятого решения ущерб, на основании которого определяются и рассчитываются ответные торговые меры, не устанавливается ретроактивно (за прошлый период действия мер, признанных необоснованными), а исчисляется только в размере перспективного (будущего) ежегодного объема экономического ущерба.

В заключение еще раз подчеркнем, что система разрешения споров ВТО – это цивилизованный и эффективный механизм урегулирования торговых споров и разногласий между государствами, и успех в таких спорах зависит главным образом от качества работы специалистов, занимающихся подготовкой позиций сторон, участвующих в переговорном процессе и разбирательстве по делу.
Для российских юристов и адвокатов это новый вектор развития своих практик и компетенций. В недалекой перспективе такого рода правовая помощь будет весьма востребованной.