В России официальная мобилизация не проводилась ни разу со времен Второй мировой войны, поэтому ее правовое регулирование фактически находилось в «спящем» режиме, сразу обращает внимание Александра Герасимова, руководитель практики ФБК Право. Первая проблема, с которой после 21 сентября 2022 года столкнулись многие работодатели, — положение п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК («Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон»). Там указано, что работник, призванный на военную службу, подлежит увольнению.
Через два дня после президентского решения кабмин уточнил, что к мобилизованным сотрудникам эту норму применять нельзя, с ними необходимо приостанавливать трудовые договоры. Советы юристов менялись и относительно оформления такой приостановки. «До 27 сентября мы рекомендовали использовать соглашение сторон, а после выхода разъяснений Минтруда — обмен распорядительными документами (заявление работника + приказ)», — рассказывает партнер юрфирмы INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Анна Устюшенко.
Повестки и брони
Не меньше вопросов возникает с порядком вручения повесток. Зачастую их передают третьим лицам, оставляют в двери или почтовом ящике, а иногда граждан уведомляют звонком по телефону, обращает внимание старший юрист юрфирмы Косенков и Суворов. Василий Хохлов: «Все это считается ненадлежащим форматом». Согласно ст. 31 закона «О воинской обязанности и военной службе», повестку должны вручить лично и под подпись. Принести документ могут сотрудники военкомата или работники органов местного самоуправления. Еще повестку вправе вручить руководитель компании или тот, кто отвечает в фирме за военно-учетную работу: они должны содействовать своевременной явке сотрудника в военкомат и не препятствовать этому. Иначе их оштрафуют на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.2 КоАП).
Действующее законодательство не позволяет вручить повестку дистанционно, отправив ее фото через мессенджер или по почте. Если документ пришел на сотрудника, который работает удаленно, находится в командировке, отпуске или на больничном, то работодатель сообщает в военкомат о невозможности передать повестку. Эти правила касаются штатных специалистов компании. Про тех, кто трудится по договору гражданско-правового характера (ГПХ), военкомат не узнает: их воинский учет фирма не ведет. Устюшенко рассказывает, что некоторым их доверителям из числа юрлиц звонили сотрудники военкомата, которые требовали HR-специалистов прийти, чтобы получить повестки сразу на несколько работников.
Оставаясь в рамках закона, мы поясняем об отсутствии такой обязанности у HR-специалистов: они не должны идти в военкомат и получать повестки для своих коллег. Хотя среди наших клиентов нашлись кадровики, которые сходили, получили и раздали повестки сотрудникам.
Анна Устюшенко
Еще один важный момент — как получить бронь на сотрудников. Старший юрист адвокатского бюро КИАП Кирилл Коршунов поясняет, что условно есть две категории бронированных. К первой относят тех, кто получает отсрочку по общим основаниям (ст. 18 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»). Списки таких сотрудников организация должна согласовать с военкоматом.
Вся сложность в том, что инструкции по вопросу составления и отправки списков таких работников нет в открытом доступе. Она упоминается, есть ее реквизиты, но нигде ее нет. Предположительно, она находится под грифом для служебного пользования. После того как военкомат согласовал списки бронированных, работодателю выдают удостоверения для них, поясняет Коршунов: «В народе их называют формой № 4. С этим удостоверением сотрудник приходит в военкомат и ему дают отсрочку».
Второй вариант брони — для тех, кого Министерство обороны решило не призывать решением от 23 сентября 2022 года. Речь идет про IT-специалистов, сотрудников ЦБ, системообразующих СМИ и критически важных банков, но не только. Это должны быть работники с высшим образованием. Выяснилось, что многие айтишники трудоустроены в компании на условиях совместительства, что мешает им получить отсрочку, обратила внимание Устюшенко.
Минцифры опубликовало рекомендованный перечень всех специальностей, по которым дается отсрочка. Списки из таких лиц работодателю нужно направить в Генштаб ВС, который их утвердит и разошлет в военкоматы, говорит Коршунов: «Тогда удостоверение бронированного не выдается, основание для освобождения от мобилизации — наличие Ф. И. О. призывника в списке».
При этом шаблонов для подготовки этих заявлений пока нет, а сама процедура бронирования четко не регламентирована, отмечает Елизавета Фурсова, старший юрист Lidings. Зачастую заявления официальных лиц фактически выступают в роли норм права, пока нет специальных правовых инструментов, констатирует Хохлов. В таких условиях некоторые работодатели вообще опасаются подавать какие-либо списки своих сотрудников властям, рассказывает Фурсова: «Боятся, что вместо бронирования им придут вручать повестки».
Для многих компаний, которые не вели воинский учет сотрудников, остается открытым вопрос, надо ли сейчас устранять это нарушение, чтобы не получить административный штраф. А больше беспокойства вызывают опасения, что как только соответствующие сведения подадут, работодателю тут же направят повестки для работников.
Марина Абрамова, руководитель практики «Трудовое право» АБ Андрей Городисский и партнеры
Спрос на новые юруслуги и необычные запросы
В сложившейся ситуации юристам зачастую приходится переквалифицироваться в психологов. Об этом говорит управляющий партнер юридической фирмы Contra Legal Firm Кирилл Возисов: «Часами приходится успокаивать некоторых клиентов, повторяя, что паникой ситуацию точно не изменить». Их команда одной из первых составила подробный юридический гайд про трудовые отношения в условиях мобилизации. Памятку для HR-специалистов по этой теме подготовил и INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ). А Пепеляев Групп в антикризисном разделе на своем сайте аккумулирует информацию о правовой поддержке в условиях частичной мобилизации.
Некоторые юрфирмы пошли еще дальше и выделили отдельное направление поддержки клиентов и их сотрудников по вопросам мобилизации. Так поступили в адвокатском бюро КИАП, где его возглавил Кирилл Коршунов, и в юрфирме Косенков и Суворов, где им руководит Василий Хохлов. В «Контре» из-за большого числа запросов по обсуждаемой теме даже задумались над открытием практики «Военное право». Но пока ограничиваются индивидуальными консультациями, говорит их управляющий партнер: «Стараемся просто направлять ссылку на нашу статью, не берем с публики вознаграждение. Другими словами, помогаем pro bono».
Есть большой запрос у клиентов крупных компаний на новую юруслугу — правовую поддержку их сотрудников по вопросам мобилизации в режиме горячей линии. Это самый популярный и самый масштабный по объему блок работы.
Алексей Малаховский