9 октября 2025 года в отеле DoubleTree by Hilton в Москве состоялся II Форум DRC «Морской арбитраж 2025: санкции, тарифы, военные риски и другие факторы идеального шторма».
Ключевыми темами Форума стали актуальные тренды в сфере морских перевозок, влияние санкций и военных рисков на логистические маршруты, а также вопросы заключения новых международных контрактов и разрешения споров.
В рамках первой сессии, посвященной основным тенденциям в области морских перевозок, выступила Мария Краснова, партнер и руководитель практик «Страхование» и «Морское право» АБ КИАП. В своем выступлении Мария акцентировала внимание на ключевых рисках, связанных с транспортировкой опасных грузов, в частности — электромобилей, объемы перевозок которых стремительно растут с каждым годом.
«2025 год выявил две ключевые тенденции, — отметила Мария. — С одной стороны, мы наблюдаем рост морских перевозок электромобилей и литий-ионных батарей. С другой — пожары на автовозах остаются одной из самых сложных проблем для страховщиков и операторов. Крупные игроки, такие как Allianz и Cefor, прямо называют их доминирующим источником крупных убытков. Только в 2024 году количество таких инцидентов достигло десятилетнего максимума — 250 случаев, включая несколько тотальных потерь».
На примере ряда резонансных кейсов, за развитием которых следят юристы всего мира — от Sincerity Ace (2018) до Delphine и Morning Midas (2025) — спикер детально разобрала вопросы возмещения убытков от возгорания электромобилей, эволюцию стандартов безопасности и распределение рисков между участниками перевозки. Эти дела служат важными индикаторами формирующихся отраслевых трендов.
Завершая выступление, Мария Краснова обобщила ключевые тренды и представила прогноз развития отрасли на ближайшие 5 лет. Среди наиболее важных можно выделить следующие четыре:
-
Нормотворчество: ожидаем целевой пакет обязательных поправок SOLAS/Кодекса FSS для ro-ro/автовозов (обнаружение, газоопасность, охлаждение/зонирование).
-
Индустриальные стандарты: отраслевое сообщество и классификационные общества будут и дальше «абсорбировать» практику: внедрять контроль и раннее обнаружение, зонирование, требования к приёмке подержанных ТС, в том числе как условия страхования и чартеров.
-
Ответственность: крупные дела (Felicity Ace, Fremantle, Morning Midas) ещё не закрыты, поэтому в 2025–2027 нас ждут решения, которые зададут вектор регрессных требований к производителям/логистам/терминалам и повлияют на распределение рисков в договорах.
-
Экономика риска: пожары и вторичные потери (экология, буксировка/эвакуация экипажа, простои) останутся топ-риском; страховые лимиты и франшизы будут расти, прозрачность декларирования и андеррайтинг ужесточатся.
Подробнее по теме читайте в презентации Марии Красновой в разделе Аналитика на нашем сайте.
Форум DRC второй год подряд прошел с аншлагом, собрав более 200 участников – ключевых игроков рынка, среди которых: ведущие международные арбитражные центры, юридические фирмы и экспертные компании, судостроительные предприятия, страховые компании и брокеры, порты и верфи, грузоотправители и логистические компании.
Подробнее о программе и спикерах можно почитать на сайте мероприятия.

