Указанное конституционное предписание закреплено и в отраслевом законодательстве, в частности в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ указано: «Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено».
ВАС РФ 5 июля 2011г., рассмотрел дело, в котором компания постановлением антимонопольного органа была привлечена к административной ответственности в виде штрафа на сумму более 28 млн. руб. Впоследствии закон изменился, и в соответствии с новой редакцией статьи, максимальный штраф составил 9 млн. руб.
Руководствуясь нормой закона в новой редакции, компания обратилась в антимонопольное ведомство с ходатайством об уменьшении размера штрафа.
В удовлетворении ходатайства было отказано. При дальнейшем разбирательстве судебные инстанции посчитали бездействие антимонопольного органа правомерным, поскольку КоАП РФ не предусмотрен порядок пересмотра вступивших в законную силу, но не исполненных постановлений об административных правонарушениях в случае вступления в силу закона, смягчающего административную ответственность, а также отсутствуют нормы об обязанности должностного лица самостоятельно пересмотреть, изменить вынесенное им и вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении.
ВАС РФ отменил принятые арбитражными судами акты, признал незаконным бездействие антимонопольного органа и обязал его рассмотреть ходатайство компании об уменьшении размера штрафа в соответствии с новой редакцией статьи КоАП РФ.
Высшая судебная инстанция по экономическим спорам, обратила внимание нижестоящих судов на необходимость применять Конституцию Российской Федерации в случаях, когда отсутствует закон, напрямую регулирующий спорное правоотношение.