Новости

Возможные решения для российских судоходных компаний вследствие наложения санкций на Россию

Дата: 12.05.2014
Время чтения: 10 минут

Поочередное наложение санкций на Россию со стороны ряда западных стран, а также Японии, говорит о том, что рано или поздно они затронут торговое мореплавание в России, хотя большинство считает, что наложение санкций больше навредит странам, которые их инициировали. Существует опасность, что санкции могут значительно повлиять на операции торговых судов, ходящих под российским флагом.

Изучая опыт Ирана, на который также были наложены санкции в связи со строительством атомной станции в Бушере, стало очевидно, что российские судоходные компании могут извлечь много полезных уроков, которые могут быть также эффективно использованы судоходными компаниями в России.

В связи с этим предлагаю несколько решений, которые были использованы иранскими компаниями, и которые могут быть использованы и в случае с Россией.

Изменения флага и имени судна

В случае наложения санкций на большинство судоходных компаний в России их деятельность на международном уровне будет парализована. Эти компании будут включены в черный список, вследствие чего работать с ними может отказаться любой порт, находящийся в Европе, Северной Америке и Японии.

Эффективным, а также вполне законным способом избежать таких последствий будет изменение флага, под которым ходит судно, а также его имени. Изменение флага, как и изменение имени судна не является незаконным. Даже если это будет сделано, государство, налагающее санкции, не сможет обвинить новых владельцев в том, что они покровительствуют российским компаниям, так как в черном списке указываются название судоходных компаний и имена судов.

Для Ирана, например, очень выгодным и эффективным стало изменение флагов судов на флаги таких государств как Германия, Гонконг и Мальта; большинство таких компаний давали своим судам не персидские, а английские имена, что в принципе позволило избежать опасности обнаружения со стороны государств, наложивших санкции.

Создание компаний в иностранных юрисдикциях

Создание компаний в иностранных юрисдикциях в принципе не противоречит закону, если закон страны, где компания создается, не требует раскрытия реального собственника. Большинство оффшорных компаний создаются с этой целью.

В Иране 73 из 123 судов были переведены в собственность оффшорных компаний, что позволило им беспрепятственно плавать и входить в разные порты. Опыт Ирана показывает, что регистрация компаний в таких юрисдикциях как Мальта, Кипр, Гонконг, Германия и даже остров Мэн, позволяют судоходным компаниям обходить санкции.

В случае выбора этого варианта также необходимо принять во внимание законопроекты по иностранным контролируемым компаниям и налоговому резидентству, чтобы учесть все сопутствующие риски и обезопаситься от возможных претензий российских налоговых органов.

Для российских компаний такое решение тоже может стать эффективным, но необходимо учитывать, что США и другие солидарные с ними страны могут надавить на соответствующие юрисдикции и заставить их принять определенные ограничения с целью недопущения создания оффшорных компаний.

Создание клубов взаимного страхования (Пи-энд-Ай клубы)

Последним методом, который может быть использован российскими судоходными компаниями из-за отказа иностранных страховых компаний страховать риски российских судоходных компаний может стать использование взаимного страхования.

Нельзя забывать, что создание Пи-энд-Ай клубов требует значительных финансовых вливаний со стороны судоходных компаний, которые могут оказаться неготовыми к такому обороту дел. Но тут может помочь создание Пи-энд-Ай клуба со значительной финансовой поддержкой государства, что снизит большинство финансовых и экономических рисков для судоходных компаний.

Подача судебных исков против иностранных компаний

Одним из эффективных методов борьбы с санкциями является подача исков против иностранных компаний, которые не исполнили свои обязательства перед российскими партнерами.

Опыт Ирана показывает, что по крайней мере в двух случаях такие меры оказались действенными. Первый – это иск IRISL (Islamic Republic of Iran Shipping Lines) против Бермудского Пи-энд-Ай клуба «Steamship Mutual Underwriting Association (Bermuda)Limited», поданный в Коммерческий Суд Англии в 2010 году. Дело закончилось победой иранцев.

Второй случай – иск швейцарской компании против иранской компании об отмене приведения в исполнение решения третейского суда на основании наложения санкций. Данное дело также было решено в пользу иранской компании несмотря на убедительные доводы истцов.

Это говорит о том, что суды, будь они английские или швейцарские, вопреки санкциям готовы скрупулезно анализировать каждую конкретную ситуацию, делать собственные выводы и выносить справедливые решения в отношении компаний, попавших под действие санкций.