Новости

Андрей Корельский: "Перед состоявшимся юристом - два пути. И оба хороши"

Дата: 30.01.2013
Источник: Право.Ru
Время чтения: 9 минут

Успех юриста и его профессионализм в первую очередь (я бы сказал, процентов на 80), зависят от трудолюбия. Думаю, ситуация, когда юрист, особенно начинающий, работает по 15 часов в день, абсолютно нормальна. Тем более, что качество вузовского юридического образования даже в лучшем случае не полностью соответствует требованиям современных работодателей.

Профессия юриста сродни профессии врача: от его работы зависит жизнь клиента. Именно поэтому хороший юрист очень долго учится, практикуется: ответственность высока, ставки — велики. Любая ошибка может стать последней. Тем более важно понимать это, учитывая, что в России нет института ответственности юриста перед клиентом. Во всяком случае, лично я не знаю ни одного случая, когда, например, страховая компания оплатила бы последствия юридической ошибки.

Этические нормы юридической работы находятся у нас в зачаточном состоянии. Некоторые юркомпании спокойно позволяют себе представлять интересы и истца, и ответчика, получать гонорары и ничего не опасаться. Максимум, что случится, — пойдет слух среди некоторых коллег, но серьезной ответственности никто не понесет.

Мне кажется, есть смысл искусственно ограничить количество юрфаков в непрофильных российских вузах. Ситуация, когда юридический диплом может выдавать кто угодно (присовокупите сюда еще отсутствие общепринятых норм регулирования юридического сообщества), совершенно ненормальна, да и невыгодна никому.

Куда правильнее вкладывать деньги в то, чтобы качественно готовить специалистов, которые будут работать по профилю после окончания учебы. Немалую роль в подготовке таких студентов могут сыграть и юридические фирмы, кровно заинтересованные в притоке свежей крови, в талантливых выпускниках хороших юридических факультетов.

У любого состоявшегося юриста по сути дела есть два пути. Первый — углубляться в какую-то область, изучать ее "от и до", становиться лучшим специалистом, писать диссертацию. Второй путь — стать хорошим юристом, а потом повышать управленческую, менеджерскую квалификацию, после чего возвращаться в фирму партнером, совладельцем или создавать свою компанию.

По сути дела, третьего не дано, а из перечисленных двух путей любой хорош. Главное — понимать, чего хочется именно тебе, не оглядываясь на чьи-либо мнения.

У всех юристов разный темперамент. И именно от темперамента часто зависит, на чем следует специализироваться. Скажем, флегматикам хорошо быть "инхаусами", где работа более спокойная, а сангвиникам — судебными юристами, ведь им требуется принимать решения молниеносно, реагировать мгновенно. Это, конечно, не рецепт и не приговор, а всего лишь результат моих наблюдений.

Между "инхаусами" и консультантами всегда есть противоречие, ведь штатные сотрудники обычно уверены, что они ничем не хуже юристов, привлеченных со стороны. Менеджменту компании такая конкуренция только на руку при условии, что он способен адекватно оценить сильные и слабые стороны своих и сторонних сотрудников и не терять контроля над ситуацией.

Юристы-консультанты — это полевые саперы, которые в любом проекте рискуют всем: гонораром, контрактом, репутацией. В этом смысле их позиция всегда более рискованна, чем позиция "инхаусов". Последние же, несмотря на то, что частенько после крупных проигрышей им приходится покидать компанию, в самом худшем случае рискуют лишь рабочим местом.

Создание собственного бизнеса — стресс для любого, не только для юриста. Конечно, поначалу тяжело, страшно и рискованно, но в конечном итоге этот шаг (А.Корельский создал собственное адвокатское бюро весной 2010 года — прим. редакции) для меня оказался правильным: я нисколько не жалею. Конечно, если бы на предыдущем месте мы договорились с партнерами о моем будущем в компании (А.Корельский руководил арбитражной практикой и претендовал на место партнера в "Вегас-Лексе" — прим.редакции), я бы остался. Но в таком случае у меня, возможно, никогда бы уже не было шанса начать собственный бизнес именно так, как я считаю правильным. А такой шанс дорогого стоит.

Самое большое достижение любой юридической фирмы — быть первыми, о ком вспомнят, если возникает конкретная угроза. Ни бренд, ни пиар, ничто другое не обеспечивает этого. Необходима изнурительная, кропотливая, качественная работа. Если ваша компания достигла того, что достаточное количество людей или организаций вспоминает именно о вас, когда им требуется юридическая поддержка, считайте, что ваше дело удалось, и вы успешны.